Как научиться красиво и слаженно говорить?

Как научиться красиво и слаженно говорить?

Умение говорить - передавать информацию с помощью речи - основной критерий, который отличает человека от животного, это ценнейший дар, он помог человечеству добиться всего, что мы видим сейчас.


 Однако каждый знает, что говорить можно по-разному, некоторых людей можно слушать часами, не отрываясь, других выслушать до конца просто невозможно, внезапно появляется огромное, необъяснимое желание немедленно закрыть уши и бежать куда подальше.

Приведем примеры того, что больше всего раздражает людей в разговорах. Слишком широкое использование слов и словосочетаний-паразитов ("ну", "в общем", "это", "на самом деле", как бы" и т.д.), затем длинные неуместные паузы, несвязность речи (несовпадение падежных, временных окончаний, неправильные глагольные формы), и многое другое, обо всём и не напишешь.

В принципе, все люди выросли в разговаривающем обществе, оттого к подростковому возрасту подавляющее большинство нормально разговаривает как минимум на своём родном языке, в привычных ситуациях. Но стресс - вот что показывает нашу слабость и беспомощность, когда ситуация непривычная и мозг не может за короткое время подобрать готовое решение, ответить готовыми фразами и предложениями! Что же делать? - а ничего, нужно составлять новые фразы, новые предложения и чем быстрей, тем лучше.

А вот для этого уже нужна тренировка. Она может быть как естественной, так и искусственной. Естественная - когда человеку по роду его деятельности, увлечений, или общения приходится много и часто разговаривать, у него формируется обширный словарный запас, он говорит легко и непринуждённо, таких людей (их не очень много) практически невозможно ввести в речевой ступор. Искусственная - это когда ты искусственно увеличиваешь время своего общения, конечно лучше всего с собеседниками, но если их нет, вполне подойдёт, скажем, телевизор. Попытайтесь подражать диктору, говорить такой же речью – это будет получаться далеко не сразу, но помните, что умение подстроиться к собеседнику, под его манеру общения – это первое чему учат будущих гипнотизёров, к тому же у вас существенно пополнится словарный запас неплохой цензурной лексикой. Тренировки проводите всегда вслух, иначе эффект будет минимален. 

Не стоит забывать, что одновременно с обучением «как говорить» вы должны учиться тому, «что говорить». Разговор - это передача информации, и вам необходимо ею обладать. Информация содержится везде, в любом даже самом обычном предмете её столько, что не хватит и суток, чтобы обо всём кратенько так рассказать. Есть игра для тренировки информационной наполненности речи, которая называется «разговор ни о чём». В эту игру очень часто играют в общежитиях студенты философских, исторических, иногда журналистских факультетов. Она проста и понятна: собирается несколько студентов в одной комнате, устанавливают лимит, ну скажем 5 минут. Затем каждый из них выбирает по очереди себе оппонента и оппоненту предлагает предмет, о котором тот должен говорить пять минут литературным текстом.

Поначалу играть чрезвычайно сложно, а ну-ка попробуй поговорить пять минут о стеклянной банке, в письменном выражении это составляет 3-4 страницы печатного текста, не так уж и мало. Но уже через месяц-два, лимиты поднимаются до 10, а то и 15 минут. Затем усложняются задания, говорить нужно не просто так, как умеешь, а скажем в стиле русской классической литературы 19 века. И причём достоверно известно, что карьерного успеха чаще добиваются не те студенты, у которых лучше отметки в дипломе, а те кто обычно побеждал в этой игре. Это аксиома - умея хорошо говорить, всегда будешь на высоте. Пополнять словарный запас и информационность также можно из книг, статей, даже кинофильмов. Старайтесь запоминать яркие обороты, словечки, словоформы - помните, кроме всего прочего, ваша речь должна быть индивидуальной, яркой, запоминающейся!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами