Ирина Хакамада: «Если бы я была поколением 80-х, это было бы круто.»

Ирина Хакамада: «Если бы я была поколением 80-х, это было бы круто.»

Личность Ирины вызывает закономерный интерес: не так давно яркий политик, претендент на президентское кресло, номинант на Нобелевскую премию, ведущая теле- и радиопрограмм, автор книг и мастер-классов, она имеет также отношение к моде и кино…

- Вы резко выделялись с детства. Это было трудно или только закалило характер?

- Это было очень трудно, и вначале это меня совсем убивало. Я пребывала в бесконечных депрессиях, меня все обижали: ведь инородное никто не любит, тем более если оно не очень симпатичное – тощее, грустное, замкнутое, с жидкими косичками… Потом неприятности закалили мой характер, я решила постепенно переделаться. И теперь это позиционирование наоборот играет на меня.

- Когда вы смогли перевернуть ситуацию в свою пользу?

- Первый раз в 14 лет – когда мы восстали в «Артеке» против муштры, я присоединилась к лидерам, призвавшим к забастовке (мы убежали из лагеря). Потом я опять замкнулась. Следующий прорыв был на первом курсе института – когда на экзамене я не смогла ничего рассказать по своему билету, хотя все знала. Преподаватель мне сказал: «Я вам ставлю «пять», потому что вы все знаете, вы ходили на все занятия, но вам надо научиться говорить, а для этого надо просто начинать это делать». И я мучила себя полгода, поднимала руку на всех семинарах, начала отвечать – вначале топорно, а потом все лучше и лучше. Даже стала экспериментировать – поднимать руку тогда, когда не знала материала (смогу ли я говорить ни о чем, но убедительно?). Бесконечные преодоления были! Я сама научилась плавать в 13 лет, потому что меня родители не научили (мама плавать не умела, а папа мной не занимался). В 25 лет впервые села на велосипед, боялась дико. Мой второй муж держал велосипед за сиденье и бегал за мной вокруг фонтана, а дети гуляли. Потом я сказала: «Как хорошо я еду!», повернулась, а его нет сзади…

- Кстати, ваше стремление к лидерству и борьбе можно считать «зовом крови» (отец Ирины – японский коммунист –Т.Х)?

- Конечно! Мама у меня была совсем другая – очень пессимистичная и депрессивная. У нее была тяжелая жизнь, как у всего того поколения, и она сломалась под влиянием обстоятельств. А кровь отца дала о себе знать годам к 35 – когда я пошла в политику. Такое стремление к лидерской позиции, небоязнь идти против течения, упертость (если есть ценности, то отстаивать их при любых обстоятельствах) – это, конечно, его характер!

- Не жалеете сил, потраченных на политическую борьбу? Может ли женщина в нашей патриархальной стране сдвинуть что-то кардинально?

- Я вообще ни о чем не жалею в своей жизни! Дай мне прожить ее заново, может, я больше бы языки изучала, но ни от чего не отказываюсь. Каждый делает свое дело. Поколение 90-х можно «крыть» сколько угодно, но поколение «нулевых» если что-то имеет хорошее, то только потому, что мы потом и кровью создавали все эти институты, все эти рынки… Я провела много законов, по которым работает большинство предприятий: закон о вмененном налоге, об упрощенном налогообложении, о некоммерческих организациях и т.д. К тому же, создала образ современной женщины, которая может быть политиком, может быть при этом стильной, сексуальной, разносторонней, то есть не замкнутым топорным функционером, а личностью, которая пытается сотворить новый мир. И женщина это может. Государство же, хоть и патриархальное, но оно меняется. В крупных городах быстрее, в мелких – в меньшей степени, в деревнях – еще меньшей, но меняется.

- У вас никогда не было ощущения, что вы живете не в то время и не в той стране?

- Всегда было. Когда я была скромной 18-летней студенткой, каким-то внутренним чутьем молодой человек (муж моей приятельницы), танцуя со мной, сказал: «Ты вырастешь в королеву, но это не твое королевство!» Ну, что делать?

- А где тогда «ваше» место, и какое время?

- Мне ближе Европа, я прекрасно там себя чувствую, особенно во Франции. Это страна людей средних доходов, не миллионеров: европейцы гораздо скромнее живут, чем наши новые русские. Вы в Париже не будете встречать на каждом углу мазератти с мерседесами… И ближе по культуре обустройства городов, архитектуре, современному искусству, уважению к личности, созданию художественных произведений, где психологический мир человека является главным. Это мне очень близко. А мое время в России было бы, если бы я пришла в политику лет через десять от нынешнего дня. Если бы мне через 10 лет было 35, это было бы то, что надо! Если бы я была поколением 80-х, это было бы круто.

- Вы знаете, что будет через 10 лет?

- Да. Все изменится. Средний класс вырос, он заявляет о себе, поэтому, сколько ни закатывай его в асфальт, ничего не выйдет. Событие уже произошло. Только вперед!

- То есть через десятилетие все будет гораздо лучше?

- Да! Я не романтический оптимист – который верит просто так, а профессиональный – все просчитываю. Хотя я и реалист – ушла из политики, потому что ее не было…

- Вы уже испытали свои силы в разных сферах. Какая следующая?

- У меня пока все о’кей, я довожу до совершенства все, что начала. Мастер-классы должны быть супер, книжки тоже, поэтому я не строчу их по три штуки в год, и никто за меня их не пишет. Рождается книга – я вкалываю. Игра в кино – это смешное хобби. Там амбиций никаких нет, я понимаю, что я никакая не актриса…

- То есть для игры в кино не нужно образования и таланта?

- Образование нужно везде, но в первую очередь – талант. Есть куча образованных актеров, но они ужасны, и дилетанты, которые прекрасны. У меня нет актерского таланта, но Гай Германика пригласила (Ирина играет роль в фильме «Краткий курс счастливой жизни» –Т.Х.), я ее уважаю и всегда поддерживаю таких храбрых, молодых, неконъюнктурных. Фактически эта маленькая роль мне близка – женщина-психолог, у которой полно проблем. К тому же, Гай Германика не просит учить текст, а просит говорить экспромт, а это я умею.

- Чего бы вам хотелось сделать в сфере кино?

- Была у меня мечта, чтобы по моему сценарию фильм поставили. Сценарий есть, он хороший, его читали профессионалы, которые помогли довести его до хорошего результата, но пока никак… Почему? Страна такая. Фильм жесткий, политический, сегодня это не пролезает нигде – все боятся, тем более что фильм связан с реальными событиями.

- Почему вы пошли в моду? Нечего было носить? И почему связали свое имя именно с Еленой Макашовой?

- Вообще да, по большому счету, носить нечего (улыбается). Но пошла не поэтому. Это была благотворительная акция. Я считаю, людям нужно помогать талантливым и неконъюнктурным. Именно такая – честная и негламурная – Лена Макашова, она создает стиль девушки, которая не продает себя. Я просто стала партнером по созданию бренда. Я не занимаюсь моделированием. Я – муза, плюс я пиарю бренд. Это была моя идея – название ХАКАМА.

- То есть это одежда Елены Макашовой, которая работает «под прикрытием» Ирины Хакамады?

- Да, чуть-чуть крышую (улыбается), помогаю.

- В одном интервью вы сказали «По мне мужики сходили с ума». Вы этому учите на своем мастер-классе, или этому не научишь?

- Нет, можно научить, если умеют слушать. Причем работа должна идти не на то, чтобы понравиться мужчинам, а на то, чтобы вырастить саму себя личностью высокого уровня. Чтобы эта личность вам самой нравилось, и вам было с собой очень интересно. Если вы нравитесь себе с точки зрения стиля и внутреннего содержания, того, чем вы занимаетесь и что творите, и то, как вы проводите свободное время. Если вам все интересно, что происходит в мире (не только в Иванове, а в мире вообще)… Если себя такую вырастить, то мужчины начинают по вам сходить с ума.

- Сегодня есть и такая проблема: много умниц и красавиц, которые деятельны и могут сами заработать, но найти достойную пару все равно не могут…

- Это всегда было проблемой. Женщин больше и развиваются они быстрее. Они более вменяемые, им, конечно, сложно. Но тут еще проблема в том, что бизнес-леди становятся слишком деловыми. Нужно понимать, что в одном мир мужчины идет на 10 шагов впереди, а в другом – на 10 шагов позади. Иногда надо играть в поддавки: не надо сильно демонстрировать свой ум и самостоятельность – это пугает. Не надо вешать на себя много дорогих вещей – это тоже пугает…

- Получается, сильный пол легко спугнуть?..

- Очень! Как котиков. У меня есть котик, который живет на даче: он шикарный, похож на британца, но какой же он пугливый – боится любого шороха! Я с ним: «Тю-тю-тю, ты мой хороший»… Так и с мужчинами надо. Они пугливые.

- На вашу долю выпало немало испытаний. Вы сами выбирались, или верите в ангела-хранителя?

- Думаю, я сама плюс ангел-хранитель. Он есть. Я верю в Бога. Считаю, что от самого человека зависит 90%, а 10% – от того, есть у тебя ангел за плечами или нет. Мне ничего не давалось легко, меня нельзя назвать счастливчиком, я вовсе не luсky. Но в критических ситуациях ангел меня «вытаскивал».

- Как вы считаете, почему ивановской публике будет интересен ваш мастер-класс?

- Он интересен, потому что город «женский», проблем у женщин куча, и я могу помочь, потому что сама прошла с этой точки зрения все круги…

- А вам известны случаи, когда у участниц встреч с вами менялась жизнь?

- Да, женщины решали свою судьбу. Я не учитель и не предлагаю реализовывать то, что я говорю, я просто делюсь опытом. Но приходили женщины на следующие мастер-классы и радовались: «У меня все получилось. С ума можно сойти!»

 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток