Ирина Хакамада: "Никогда не стоит биться за успех, который душевно вам не по силам"
Первое -- чем больше собственности, тем больше проблем и меньше свободы. Поэтому не нужно так много всего покупать, чтобы что-то продемонстрировать. Демонстрация порождает зависть. Так что первое правило -- не зарывайся в активы.
Писатель, сценарист, бывший вице-спикер Госдумы и экс-кандидат на должность президента РФ Ирина Хакамада -- личность настолько яркая, что за ее двухчасовой мастер-класс люди платят почти $600 и встречают аплодисментами даже после часового опоздания. Звезда есть звезда. О том, куда она вкладывает свои средства, как путешествует и чему учит на своих мастер-классах, г-жа Хакамада и рассказала читателям "Денег". -- На чем Вы заработали первые деньги в конце 80-х -- начале 90-х годов?
-- На бирже. Я создала первый кооператив, который занимался продажей софта. Открыть такой бизнес тогда было легче всего, ведь программное обеспечение ничего не стоило. Потом мы перешли к продаже всего на свете. В 90-х годах мы уже создали товарно-сырьевую биржу с брокерскими конторами, акциями и так далее.
-- Сейчас участвуете в бизнес-проектах?
-- Нет, я сейчас бизнесом не занимаюсь. Муж занимается, а я -- нет.
-- Хорошо, куда же тогда Вы вкладываете заработанные деньги?
-- Мы, как и все нормальные люди России, инвестируем в недвижимость и землю. Муж работает девелопером. Он входит в долю с кем-то, покупает недвижимость, доводит ее до ума и продает.
Акциями мы не занимаемся, но одну треть капитала, которым можно рисковать, мы доверяем профессионалам для игры на Форексе.
-- Как Вам кажется, какую часть средств нужно отправлять на инвестиции?
-- Смотря на какие. Долгосрочное инвестирование, когда вы практически гарантированно получаете актив, который будет расти в цене, -- это, конечно, хорошо. Но мы должны понимать, что ликвидность (в данном случае -- возможность пользоваться деньгами. -- Авт.) при этом должна чем-то поддерживаться.
Так что при долгосрочном инвестировании примерно половина средств (или процентов тридцать) должна идти на инвестиции, а другая половина должна обеспечивать ликвидность. То есть все ваши расходы должны покрываться доходами.
-- И какие инструменты Вы считаете сейчас наиболее ликвидными?
-- Очень консервативные. Например, вклады в солидные банки с минимальным процентом. Они не дают большой доходности, но поддерживают вашу ликвидность.
-- А есть у Вас так называемые деньги "на черный день"? Если да, тогда в каких инструментах Вы их держите?
-- Да, конечно. Обязательно 10% личного дохода должно идти на "аварийный резерв". Он также должен лежать в очень солидных банках, будучи конвертированным в хорошую валюту. Сейчас, например, такой валютой является евро.
-- Какой среднегодовой доход приносят Ваши инвестиции?
-- На такие вопросы я обычно не отвечаю.
-- Считаете ли Вы себя обеспеченным человеком?
-- Да, считаю.
-- Каким капиталом, на Ваш взгляд, нужно обладать, чтобы чувствовать себя обеспеченным человеком?
-- Все зависит от потребностей. У нас с мужем они очень скромные. Нас интересует такой капитал, который бы позволял не экономить на инфраструктуре обеспечения семьи. У нас есть квартира в Москве, дача, машины. Есть управляющий хозяйством, няня, водитель, два помощника, у каждого из наших престарелых родителей есть женщина, которая за ними ухаживает. Все это стоит денег.
Нам нужно закрывать все эти расходы. А еще нам нужны средства для того, чтобы отдыхать там, где хочется. Хотя в отелях по $1,5 тыс. в сутки мы все равно не останавливаемся и Ferrari напрокат не берем. Мы не понтуем. Максимум, который мы платим за проживание в отеле -- $400 в сутки.
-- В одной из своих книг Вы описывали свое экстремальное путешествие через джунгли. Часто ли Вы так отдыхаете?
-- Да. Вот, на майские праздники ездила на один дикий остров и фотографировала действующий вулкан.
-- Что это за остров?
-- Не скажу. Я его не называю, потому что он настолько специфичный, что если туда навалят туристы, то все -- ему придет конец.
-- Почему Вы выбираете именно экстремальный вид отдыха?
-- Это стечение обстоятельств. У меня есть приятель, который увлекается экстримом. Он собирает всякие экспедиции и таскает людей в разные места. А вообще я обожаю природу. Дикую, пассионарную. Не люблю березки, озерки, Коровино такое -- не люблю. Я могу этим любоваться, но мне это не дает энергии. Еще я люблю диких животных. Видеть их всегда было моей мечтой. Поэтому я была в Африке, на вулкане, в джунглях.
-- На что еще не жалко тратить деньги, кроме отдыха?
-- На книги. Но это недорого.
-- На мастер-классе Вы говорили, что человек, который сделал успешную карьеру и заработал много денег, очень часто оказывается несчастным. Что нужно для того, чтобы добиться успеха и при этом быть счастливым?
-- Нужно понимать, что успех -- это не главное. Главное -- гармония. Поэтому никогда не стоит биться за успех, который вам душевно не по силам.
Например, вы любите периодически ездить в Африку. Но успех ваш такой, что вы работаете годами напролет без отпуска. Это означает, что для того, чтобы туда съездить, нужно чем-то пожертвовать. Если вы влюблены в свою семью и прекрасно проводили с ней время, но успех стал таким, что вы уже не можете ни минуты уделить семье, то вы опять пожертвовали собой.
-- То есть, богатые люди чаще идут на жертвы?
-- Да. Если вы любите писать картины или делать что-то из дерева, а за пять лет так называемого успеха ни разу к этому не притронулись, то это очередные жертвы. И, наконец, если вы купили виллу за рубежом, загородный дом под Москвой, яхту, которая стоит у причала в Испании, но за всем этим приходится следить (нанимать управляющих, считать), то все это может просто довести до состояния гнева. И при этом вы не успеваете ни пожить на этой вилле, ни поплавать на этой яхте. Да, вы абсолютно успешный человек, но вам нужен психотерапевт.
-- А есть какой-то оптимальный рецепт поведения для человека, на которого свалились большие деньги? Как не допустить того, чтобы деньги "снесли крышу"?
-- Тому, у кого есть большие деньги и кому от этого "сносит крышу", следует помнить два правила. Первое -- чем больше собственности, тем больше проблем и меньше свободы. Поэтому не нужно так много всего покупать, чтобы что-то продемонстрировать. Демонстрация порождает зависть. Так что первое правило -- не зарывайся в активы.
Второе -- умнее и сексуальнее от того, что заработано много денег, человек не становится. Либидо не повышается. Если много денег, то нужна искусственная стерилизация средств. Взял и запрятал, зато либидо сохранил. Если мужчине сказать, что у него будет миллиард долларов, но он не сможет кончить, он сразу напряжется и подумает: "А нужен ли миллиард?" И будет как-то спокойней относиться к деньгам.
-- Проходили ли Вы сами испытание большими деньгами?
-- Да, и не раз... Кстати, испытание властью я тоже проходила. Но мой характер не поменялся. Это связанно с тем, что я восточный человек. А восточные люди очень сбалансированные. Японские миллионеры совсем не похожи на американских, и тем более -- на русских.
-- Вы ведете активную тренерскую работу. Нужно ли учить людей обращению с деньгами (личными)?
-- Да, конечно. Я заинтересована в том, чтобы люди, проживающие на постсоветском пространстве, обрели внутренние крылья и стали добрее. И не так доводили себя и близких ради этого несчастного успеха и денег. Чтобы не боялись возраста и начинали новую жизнь даже тогда, когда все тебе говорят, что это невозможно. Человек достоин счастья. Но он должен понять, что оно внутри него.
Авторы: Юлия Перепечаенко
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток