Арт-терапия с детьми
Не всегда человек может выразить словами то, что его беспокоит, не всегда знает, может обозначить ту сложность, что вызвала желание получить психологическую помощь… Арттерапия – метод позволяющий без помощи слов познакомиться поближе
Как во время консультации психолога и занятий с детьми я использую арттерапию.
Не всегда человек может выразить словами то, что его беспокоит, не всегда знает, может обозначить ту сложность, что вызвала желание получить психологическую помощь…
Арттерапия – метод позволяющий без помощи слов познакомиться поближе.Арттерапия обращается к внутреннему миру человека, позволяет отключить анализирующее левое полушария и ….уже на бумаге, или из глины, или в песке перед нами предстает картина внутреннего мира человека. Во время занятий с детьми, проводя психоконсультирование ли, психокоррекцию или психотерапию , арттерапевтические методики являются безценным кладезем знаний, так как для детей-это язык , на котором они разговаривают.
Приведу пример: ко мне обратилась мама с мальчиком, которого обижали часто в школе.Как , не встретив сопротивление со стороны ребенка, узнать о его чувствах, о его желаниях, о внутренней сложности, мешающей ему отстаивать свои границы. Я предлагаю ему порисовать.Говорю, чтобы он нарисовал себя, как он гулял, а потом вдруг пошел сильный дождь( это моя авторская методика на базе теста»Человек под дождем»). Мальчик нарисовал, и мы начали говорить.Он сказал, что ему очень страшно, у него нет плаща и нет зонта, и не куда спрятаться; ведь всегда мама ему говорит что одеть, что есть, что делать вообще(мальчику 12 лет). Мне уже многое понятно про причины его «личностной слабости»…а Вам? Потом я хочу проверить его чувства, предлагаю совместный рисунок с мамой. Он закрывается от мамы локтем, отворачивается и рисует сам себе, что хочет….мама нервничает, пытается к нему «пробраться», и в конце обижается. Вот так за час, пока была семейная консультация, я смогла для себя наметить тактику дальнейшей психокорекции для ребенка и психотерапии для мамы.
Проводя занятия с детьми, я всегда обращаю внимание на то, как они используют материалы для творчества и что именно им нравиться. Материалы используются самые простые, такие, как наборы карандашей всех цветов,фломастеры, краски, гуаши, глина для лепки, тесто, бумага разной фактуры,а также деревяшки, камни, кусочки ткани . Иногда члены группы могут приносить и другие материалы, которые привлекают их: береговой песок и кору деревьев.
Например , красками мы можем выразить и изобразить свои эмоции, избавиться от застенчивости, тревожности, страхов; с помощью пластических масс может отреагировать злость, структурировать агрессию, успокоить неврозы,; в песке мы снимаем напряжении и закапываем «капризки» и многое другое, что способствует повышению самооценки человека, самопознанию, самораскрытию.В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Так и ребенок, оставляя след на бумаге или на глине, чувствует, что Я ЕСТЬ; получая одобрение и восхищение он понимает, что он имеет право быть разным; творя самостоятельно-приобретает уверенность в своих силах.
Я люблю артерапию за ее наиболее мягкий метод работы, за возможность контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или может не признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арттерапией могут снимать психическое напряжение.
В арттерапии я использую используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Организовывая группы раннего развития, группы творчества для детей, театральну студию, подготовку к школе я всегда опираюсь на все направления арттерапии( напомню это сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, глинотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, драмотерапия, изобразительная деятельность). Как детский психолог я всегда «копаю более глубже»… и у нас рисование, это не просто рисование, а процесс самопознания и выражения эмоций, лепка-это отреагирование негативных эмоций и познание возможностей своего тела, музыка во время занятий-не просто фон, а специальноподобранный сборник, несущий разный эмоциональный заряд в зависимости от ситуации.
Научиться разговаривать на языке творчества не сложно. Поэтому еще мы организовываем тренинги для родителей, обучающие программы для психологов: песочная терапия, арттерапия в работе с детьми и со взрослыми, детская практическая психология. Занятия со взрослыми тоже наполнены «детством», ведь творчество родом из детства; мы научаемся его не бояться, раскрываем свою спонтанность, креативность и свободу самовыражения.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток Спорт, здоров'я