Лидерство. Риторический аспект
Одним из важнейших качеств лидера является умение воздействовать на окружающих с помощью слова.
Не будем лукавить: деньги, связи и оружие являются мощными «убеждающими» факторами. Но, как бы там ни было, сегодня и деньги, и связи можно «наработать», владея мастерством общения; а в иных случаях и дуло пистолета можно отвести, проявив высший пилотаж ораторских умений, безукоризненно сыграв на психоэмоциональных струнах напавшего злодея.
За последние годы увлечение риторикой прошло несколько этапов.
Еще недавно для достижения лидирующих позиций в политике или в бизнесе основные усилия были направлены на совершенствование внешней атрибутики лидера. Однако, каков бы ни был «костюмчик», подготовленный имиджмейкерами или политтехнологами, а извечное «заговори, чтоб я тебя увидел» звучит актуально и ныне.
Далее последовал «невербальный» этап. Подавляющее большинство лидеров-новобранцев отдавало предпочтение совершенствованию позы, жестов, мимики, голоса и т.п. «У меня со словом все хорошо, вот только жесты какие-то не такие. Поставьте мне жесты» – примерно такие пожелания слышишь от тех, кто уже завтра хотел бы выглядеть более влиятельным и успешным, уверенно отвечая на самые каверзные вопросы назойливых журналистов в телеэфире. Да, трудно представить себе лидера, которой всем своим видом показывает, насколько ему дискомфортно выступать перед другими. Реакция окружающих будет мгновенна: несоответствие поведения реального кандидата в лидеры сложившимся представлениям заметно сразу, такого вожака никто не признает.
Здесь помощь могут оказать специалисты по сценической речи и психологи-консультанты. С каждым публичным выступлением осанка, поза, жесты, а также паузы, интонации, темп речи и многое другое будут цементировать успешное и естественное поведение оратора-лидера.
В этой связи возникает вопрос: почему же тогда актеры, которые в силу своей специальности много лет постигают секреты сценического мастерства редко являются лидерами - хорошими ораторами? Не потому ли, что они лишь вдохновенно воспроизводят на сцене и на экране чужие мысли, а «упаковать» достойно собственные не всегда удается? Рональд Рейган – вот, пожалуй, только один известный пример того, как бывший актер стал на долгие годы вдохновляющим спикером - лидером нации.
Что политики и топ-менеджеры! Даже бизнес-тренеры и консультанты сами не могут прийти к одному мнению. Мысль о том, что «неважно, что именно вы говорите, а важно, как вы это делаете» часто мелькает в «окололидерской» литературе.
Трудно объяснить, почему некоторые профессионалы, обучающих лидерству, упорно игнорируют то, что все мы люди мыслящие. Речь человека сложно и многогранно отражает особенности его сознания, памяти, мышления. Мы начинаем верить обаятельному и обладающему безупречной дикцией человеку только тогда, когда понимаем, что за воодушевленными словами кандидата в лидеры стоит важный и значимый для нас смысл. Причем эта вера не может быть «скоропортящимся продуктом»: послушал – поверил, отвернулся – забыл. А если руководитель претендует на то, что сказанные им слова будут понятны и весомы для окружающих, его аргументация должна звучать убедительно. «Да, согласен с вами. Делаю только так!» - именно это он хочет услышать от своих подчиненных.
Чтобы достичь такой убедительности, не нужно изобретать велосипед. Педали такой машины уже успешно крутили многие из великих людей по крайней мере две с половиной тысяч лет. Многие сознательно (или интуитивно) пользуются ее величеством логикой – наукой о многообразии мыслительных процессов и законах человеческого мышления. Постигая ее, можно достичь значительных результатов в убеждении других людей
Постулат о том, что передача информации между людьми лишь на 7% происходит вербальным способом (только за счет слов), а звуковым средствам отведено 38%, жестам и мимике – 55%, неверен! Рекомендуем внимательно прочесть первоисточники, где черным по белому написано, что правило это действует только в первые 30–40 секунд общения.
Поэтому любому претенденту на лидера следует развивать все составляющие убеждающего воздействия, в котором каждая из позиций – и «ЧТО говорить?», и «КАК говорить?» – в совокупности архиважна.
Наталия Лозийчук,
директор тренинг-центра «Спикер»,
бизнес-тренер
Подробней о развитии лидерства как умения убеждать других читайте в журнале «Я-ПЕРШИЙ», №3(4), март 2008.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Саморозвиток