Манипуляции: игра на чувствах
На самом деле каждый человек манипулятор. Что-то внутри вас сейчас возражает «Нет, я не манипулирую людьми, манипуляция – это плохо, а я хороший». В повседневном общении мы часто, сами не отдавая себе отчета, прибегаем к манипуляции. Почему?
Представьте, как неестественно для нашего общества выглядел бы диалог:
«- Ты знаешь, я испытываю сильную злость на тебя по тому, что у меня были ожидания в отношении того, что ты придешь вовремя. Я чувствую разочарование и злость.
- Когда ты говоришь об этом, я на самом деле ничего не чувствую. Так как я действительно опоздал по объективным причинам.
- Я злюсь на тебя еще сильнее. Я ожидал, что ты будешь испытывать вину и это позволит мне оказаться в выигрышном положении. Таким образом, я хотел, чтобы ты согласился мне помочь в одном деле, которое выгодно для меня, а для тебя не очень. Теперь я растерян и зол»
Гораздо естественней выглядел бы диалог:
«- Ну сколько можно тебя ждать! Ты снова опоздал! Ты постоянно опаздываешь на важные встречи!
- Прости, я очень старался успеть, но автобус вдруг сломался… извини…
- Ладно, забудь, все в порядке. У меня правда к тебе есть небольшая просьба…»
Существует огромное множество различных определений манипуляции. Однако, все они сводятся к тому, что манипулятор задействует чувства другого человека. Давайте рассмотрим на каких основных чувствах играет манипулятор.
- Любовь. «Я тебя буду любить, если ты будешь хорошо учиться», «Ты же меня любишь и сделаешь кое-что ради меня». Это достаточно жестокий и коварный способ манипуляции, в особенности, если он применяется родителями в отношении ребенка. Такой вид манипуляции ведет к формированию низкой самооценки и комплекса неполноценности. Ребенок понимает, что его не принимают таким, какой он есть, а любят только если он ведет себя «правильно». Это очень мешает ему в дальнейшей жизни.
- Страх. «Если ты не будешь хорошо учиться, ты никогда не сможешь найти работу и будешь нищим», «Если ты уйдешь от меня – я умру», «Если Вы не удовлетворите просьбу, я буду вынужден перейти к более жестким мерам». Здесь стоит понимать, что вторая часть утверждения сильно преувеличена. Нужно прояснить какие именно реальные последствия могут повлечь ваши действия.
- Неуверенность в себе. «Ты действительно считаешь, что справишься с таким большим объемом работы в срок?» «Свой бизнес это конечно хорошо, но в наше время выплыть могут лишь единицы». Как правило, именно на основании подобных манипуляций формируется «обученная беспомощность». Человек, который не верит в свои силы, будь то ребенок или сотрудник — очень послушен и всегда будет делать то, что вы говорите, но нужен ли вам робот?
- Чувство вины. «Ты снова начёркал! Теперь будешь переписывать всю тетрадь заново», «Это из-за вас наша компания ежемесячно недополучает прибыль. Будете работать сверхурочно», «Ты на прошлой неделе ходила гулять с подругами и опоздала на час, теперь я пойду гулять с друзьями и вернусь к утру». Пожалуй, один из самых распространенных видов манипуляции. В нашей культуре вина предполагает необходимость ее искупления. Именно на этом и играет манипулятор, отводя себе роль Бога.
- Гордость. «Такой квалифицированный работник обязан с этим справиться», «Не вздумай реветь, как девчонка! Ты же будущий мужчина», «Докажем им всем, что мы – лучшие, даже если придется поработать на выходных». Каждый раз, когда у вас возникает желание кому-то что-то доказать – будьте осторожны, скорее всего вы играете в чужую игру.
- Жалость. «Я сирота, мне так трудно было без родителей, меня некому поддержать, вы обязаны взять меня на работу», «Я так устаю в последнее время на работе, может ты сама съездишь в своим родителям?». Помните о разнице между жалостью и сочувствием. Жалеть стоит тех, кто объективно беспомощен и слаб.
Как же не попасться на удочку?
Осознанность – верный путь не манипулировать и не поддаваться на манипуляцию. Просто остановитесь и спросите себя «Что я делаю? Чего я хочу достичь? Действительно ли я этого хочу?»
На тренинге «Чужая игра. Техники манипуляции и противостояния» мы учимся осознавать манипуляции, действовать обдуманно, адекватно и успешно.
Татьяна Муращенко, тренер BRAIN, психолог , HR в IT сфере
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами Саморозвиток