Обзор основных нормативных актов Евросоюза для биотоплива: настоящее и ближайшие перспективы
Использование растительных масел в качестве горючего в наши дни незначительно, однако в будущем они станут таким же важным источником моторного топлива, каким сейчас являются продукты переработки нефти и каменного угля.
Максим Кривошеев
ТЮФ ЗЮД Украина
Руководитель департамента возобновляемой энергетики
Известно высказывание Рудольфа Дизеля, создателя дизельного двигателя:«Использование растительных масел в качестве горючего в наши дни незначительно, однако в будущем они станут таким же важным источником моторного топлива, каким сейчас являются продукты переработки нефти и каменного угля».10 августа 1893 года в немецком городе Аугсбурге Рудольф Дизель демонстрировал двигатель собственной конструкции, использующий в качестве топлива арахисовое масло.
Увеличение использования как твёрдых, так и жидких видов биотоплива в последние десятилетия отчасти подтверждает ожидания немецкого конструктора и инженера.
Под биотопливом понимается твёрдое, жидкое и газообразное биотопливо. В использовании биотоплива вместо ископаемого топлива существуют два основных фактора. Во-первых, биотопливо — возобновляемый ресурс, поэтому оно является долгосрочным и надежным источником энергии. Во-вторых, биотопливо в своем производственном цикле и использовании выделяет меньше парниковых газов.
Развитые страны и страны Евросоюза прилагают большие усилия по замещению традиционных видов топлива биотопливом. Так директива Евросоюза RED (Renewable Energy Directive) 2009/28/ЕС в качестве обязательных показателей устанавливает 10% использования возобновляемой энергии на транспорте и 20% возобновляемой энергии в структуре общего потребления энергии к 2020 году.
Цели принятия данной директивы — создание конкурентного внутреннего энергетического рынка, поддержка возобновляемых источников энергии (устойчивость энергообеспечения), сокращение зависимости от импорта энергоносителей (энергетическая безопасность) и увеличение коэффициента использования (увеличение энергоэффективности). Хотя констатируется, что выполнение этой директивы приведёт к большим экономическим затратам по сравнению с использованием традиционных видов топлива, необходимость её принятия обосновывалось прежде всего экологическими соображениями.
20% возобновляемой энергии — это целевой показатель на уровне ЕС с различными пропорциями для стран-участников. При этом к2020 г. каждая страна обязана довести долю использования биотоплива на транспорте до 10%. Для выполнения поставленных задач потребуется значительное увеличение доли потребления биотоплива. В нескольких странах ЕС уже приняты меры по стимулированию использования биотоплива, однако после принятия директивы RED 2009/28/ЕС такие меры обязаны разработать все страны. Достижение цели увеличения доли использования биотоплива на транспорте до 10% является непростой задачей, и ее решение потребует значительного увеличения производства и импорта биотоплива.
В то же время по всему миру в адрес политики по увеличению использования биотоплива звучит критика: растущий спрос на сырье для биотоплива стимулирует сельхозпроизводителей сокращать посевные площади под продовольственные культуры и перераспределять их в пользу топливных, поскольку их производство более рентабельно. Это, в свою очередь, вызывает рост цен на продукты питания. Широко растиражирован факт, что для заправки 100-литрового бака внедорожника чистым этанолом требуется450 фунтовкукурузы — по калорийному содержанию этого хватило бы для пропитания одного человека в течение года. Кроме того, вовсе не обязательно, что использование биотоплива само по себе приводит к сокращению выбросов парниковых газов – ведь для его производства также требуется топливо, удобрения, пестициды, электричество, вода. Если производство сырья для биотоплива вынесено за пределы Евросоюза, то денежные затраты на него могут быть выгоды и для Евросоюза и страны-экспортёра, но не нести в себе никаких экологических выгод.
Директива RED 2009/28/ЕС содержит в себе ответы и на такого рода критику, в ней введены т. н. «критерии устойчивости» — специально разработанные параметры, которые бы гарантировали достаточный уровень экологических, социальных и других характеристик в процессе производства и поставки биотоплива. Статья 17 директивы говорит о том, что вне зависимости от страны происхождения сырья энергия биотоплива учитывается в целевых показателях энергии из возобновляемых источников, а их потребление получает государственную поддержку только в случае, если они удовлетворяют критериям устойчивости. Требования устойчивости, обозначенные в директиве, касаются всех последствий, связанных с использованием биотоплива: выбросы парниковых газов, изменения использования земель, охрана местностей с ценным биоразнообразием, социальное влияние биотоплива – такое, как негативное влияние на цены на продовольствие и занятость населения.
Директива устанавливает критерии устойчивости для:
а) биотоплива на транспорте;
б) биожидкостей для остальных секторов экономики (производство электроэнергии, тепловой энергии и производство холода);
и обязывает Еврокомиссию подать отчёт относительно разработки критериев устойчивости для остальных видов биомассы. Таким образом, разработка и внедрение критериев устойчивости и схем сертификации произойдёт в несколько этапов и в конечном итоге охватит все виды биомассы, в том числе и пеллеты. [1]
Соответствие критериям устойчивости биотоплива определяется независимой сертификационной организацией, такой, например, как ТЮФ ЗЮД Украина, и подтверждается соответствующим сертификатом. Фактически, для жидких видов биотоплива наличие такого сертификата — это льготный билет на рынок жидкого биотоплива Евросоюза – рынка, поддерживаемого государственными дотациями.
Твёрдое биотопливо — под которым в основном понимаются пеллеты и топливные гранулы — пока не попадает под требования указанной директивы. С одной стороны это несколько облегчает жизнь украинских производителей, ведь до 90% продукции украинских производителей идёт на экспорт. Но с другой стороны, производители пеллет неоднократно говорили о низких закупочных ценах, выставляемых европейскими партнёрами, и это при спросе, превышающем физические возможности производства на данный момент.
В Евросоюзе с 1 января 2010 года введены новые требования качества на пеллеты – EN 14 961-2 и стандарт EN-В — для «индустриальных» пеллет, используемых на промышленных предприятиях и коммунальных котельных. С введением этого стандарта утратили силу национальные стандарты государств-участников, такие как DIN Plus, SS 1871, О-Norm 7135, DIN 51731. Стандартом EN 14 961-2 пеллеты разделены на 3 класса. Самые строгие требования предъявляются к пеллетам сорта А1, максимально допустимая зольность для этих гранул 0,5 % (из хвойных пород дерева) и 0,7 % (из лиственных пород). Второй сорт гранул А2 может быть произведён из смешанных сортов дерева и обладать зольностью до 1 %. Гранулы третьего сорта В, так называемые промышленные или «индустриальные» гранулы.
Соответствие нормам EN 14 961-2 на общеевропейском уровне будет подтверждаться системой сертификации ENplus, разработанной Немецким институтом гранулирования (DEPI) и Немецким исследовательским центром биомассы (DBFZ) [2].
Декларируемой основной задачей нового стандарта и системы сертификации является защита потребителя, а именно обеспечение однородности качества продукции во всех странах ЕС и повышение прозрачности рынков биотоплива. Сертификат ENplus подразумевает сертификацию для всех участников товарной цепочки независимо от их количества.
Таким образом, процесс сертификации проходят не только производители гранул, но и транспортные и складские компании, а также оптовая и розничная торговля. Пеллеты подвергаются контролю качества не только при отправке от завода-изготовителя, но и по прибытию к конечному потребителю. Кроме того, конечный потребитель может отслеживать весь путь, проделанный товаром, через кодовую систему идентификации, так как каждому обладателю сертификата ENplus присуждается индивидуальный регистрационный номер. Состоящий из этих номеров код товара будет размещаться на накладной или прямо на товарной упаковке. Таким образом, в случае несоответствия продукта требованиям по качеству, потребитель скорее сможет выявить источник проблемы во всей товарной цепочке и направить рекламацию напрямую ответственному звену.
Процесс получения сертификата для производителей подразумевает первоначальный тщательный осмотр аккредитованной экспертной организацией, на основании заключения которой Немецкий институт гранулирования (DEPI) выдаёт сертификат сроком на 3 года. Сертификат предусматривает регулярные ежегодные проверки всего производственного процесса от сырья и до оборудования на предприятии.
По располагаемым нами данным в основном сертификация ENplus востребована в Германии. По словам директора Немецкого пеллетного института (DEPI) М. Бентеле, отметка ENplus на упаковке свидетельствует, что это качественная сертифицированная гранула. По данным DEPI, сегодня в Германии сертифицировано уже более половины потребительских гранул, в тоже время рынок Германии это рынок платёжеспособного потребителя, что наверняка интересно отечественным производителям.
Завершая этот небольшой обзор, хочется отметить, что украинский рынок биотоплива ожидает будущее, насыщенное равным образом, как опасностями, так и возможностями, и от нас, профессионалов этого рынка зависит, насколько удачно мы воспользуемся имеющимися перспективами.
Перечень использованной литературы:
- «Вимоги сталості до біопалива в ЄС: наслідки для виробників сировини в Україні», Німецько-український аграрний діалог, Інститут економічних досліджень та політичних консультацій, Кандул Сергій, Київ, 2010, http://www.ier.com.ua/ua/publications/consultancy_work/archive_2010/?pid=1506
- Handbook for the Certification of Wood Pellets for Heating Purposes (based on EN 14961-2), European Pellet Council, http://www.pelletcouncil.eu/en/pellet-quality-enplus/enplus-handbook/
Статья опубликована в журнале "Оборудование и инструмент для профессионалов. Деревообработка. 4–6/2011".
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Виробництво, промисловiсть Менеджмент, керування, KPI Охорона праці, санітарні норми