Бегство от конфликта, или Три популярных роли
Если твоей жизни нет конфликта, проверь, если ли у тебя пульс ( Уинстон Черчиль).
Не секрет, что конфликты не только портят жизнь,- они еще и приносят немалую пользу. Правильно разрешенный межличностный конфликт улучшает отношения между людьми, в него вовлеченными. А, если участники организационного конфликта не жалеют терпения, знаний и взаимного уважения для его разрешения, они не только приносят пользу себе, как людям и как профессионалам, но и помогают своему бизнесу подняться на очередную ступеньку.
И тем не менее, когда речь заходит о конфликтах, около половины людей признаются, что они стараются избегать конфликтов, прятаться от них, делать вид, что ничего не происходит – и это в тех случаях, когда ситуация для них реально значима. Безусловно незачем связываться с истериком, пьяным или человеком, специально провоцирующим скандал. Но, если затянуть серьезный конфликт, то последствия этого решения или точнее нерешения могут быть печальными.
Рассмотрим некоторые роли, которые играют участники конфликта и которые «виновны» в их уходе от конфликта и его разрешения.
1. Роль «Безусловно правый»
Тот, кто убежден в своей абсолютной и стопроцентной правоте, в разрешении конфликтов не нуждается.
Всегда правый человек не только не решает уже имеющиеся конфликты, но непрерывно их рождает, потому что он:
- выносит свой вердикт «хорошо, плохо, правильно, глупо» намного раньше, чем дослушивает оппонента;
- свое несогласие с собеседником нередко высказывает в некорректной форме, оскорбляя или обижая при этом партнера;
- не умеет, да и не хочет быть гибким – это все вокруг должны подстраиваться под него;
- не учится, не меняется – а зачем это тому, кто и так уже прав.
Доказать такому человеку, что он неконструктивен, бывает себе дороже. «Аргументами» при общении с таким человеком могут быть правила и должностные инструкции. Если «Безусловно правый» является профессионалом, может сработать аргументация того, что такое поведение негативно влияет на работу.
2. Роль «Избегающий негатива»
«Не общайтесь с негативными людьми» - часто можно услышать совет. И с ним невозможно не согласиться: отрицательные эмоции распространяется как вирус гриппа. Если мы контактируем с больным гриппом, то защититься можно с помощью марлевой повязки. Но лучше не контактировать вообще.
И все же в большинстве случаев убегать от конфликта неконструктивно – если он с коллегой, руководителем, подчиненным, близким человеком. Нужно быстрее выйти из сложной ситуации и идти дальше.
Стараются избегать негатива те люди, которые не владеют коммуникативным инструментарием, необходимым для разрешения конфликта: не умеют прояснять ситуацию с помощью вопросов, аргументировать свою позицию, противостоять манипуляциям и психологическому давлению.
Но бывает, что участник конфликта владеет всеми необходимыми навыками, но не в силах управлять своими эмоциями: обижается или нападает на собеседника.
«Избегающим негатива» можно помочь, обучая их.
3. Роль «Интеллигентный человек»
«Ну как можно доказывать что-то другому человеку, тем более требовать от него чего-то. Он – свободный человек и поэтому имеет право поступать так, как он хочет. Неприлично навязывать свои мнения и желания кому-то», - говорит «Интеллигентный человек».
Эта роль обычно является прикрытием для равнодушия или страха ввязаться в бой и его проиграть.
Причиной такой роли могут быть и «слабые места»: чувство вины, боязнь быть «белой вороной». Помочь этим людям можно только, дав им возможность честно взглянуть на причины их «интеллигентности».
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами