Ваши деньги должны зарабатывать деньги

Ваши деньги должны зарабатывать деньги

С механизмами управления финансами предприятия уже более-менее разобрались.

Над этим в структуре компании работает специально выделенный человек, а то и целый отдел или даже департамент, состоящий из бухгалтерии, казначейства, планово-экономического отдела и т.д. А с личными финансами привычнее по-простому: сколько в кошельке есть, столько есть. И еще немного в тумбочке. Знать сколько в кошельке – это, стало быть, финансовый учет. Регулярно откладывать в тумбочку – управление в чистом виде. Можно еще попробовать модные «фишки» - заговорить деньги так, чтобы они прямо в руки плыли. По утрам, перед работой, представлять себя стоящим под лавиной денежного потока. Внимательно слушать денежную интуицию, подкрепляя прорицаниями хрустального шара. Всѐ это – разные серии бразильской мыльной оперы или славянских сказок про «по щучьему велению». Создаются они различными мифотворцами с одной целью – за ваши конкретные деньги удовлетворить ваше конкретное желание: заработать больше с наименьшими усилиями. В нашем случае мы будем говорить об управлении личными финансами прагматичными и надежными экономическими методами, с помощью мозгов и их правильного использования.

А в отпуск? А детям в университет?

Чтобы управлять финансами, нужно знать их основные законы, принципы движения, описывающие их формулы, а также законодательство страны, финансовыми инструментами которой вы хотите воспользоваться. В процессе управления личными (как и корпоративными) финансами важно не только настроить себя на «зарабатывание» денег и заработать (или получить, кому как нравится). Это - только треть дела. Две третьих – умение распорядиться средствами и заставить деньги работать на себя.
Какое тут управление, - можете спросить Вы, - когда нужно и сюда и туда заплатить, тут доложить, тут придержать, а еще в отпуск ехать и детям в университет? Глубокое заблуждение, возникающее из-за незнания финансовых законов. Все как раз наоборот: много денге или мало, механизмы управления ими абсолютно идентичны. Суть в том, что любая сумма, будучи грамотно и эффективно управляемой, в хорошем случае не растратиться в пустую, а в идеальном – принесет дополнительный доход.

Мало популярная правда о деньгах

Посмею предложить Вам несколько крамольных мыслей по поводу денежного менеджмента. Мысль первая:и корпоративными и личными
финансами выгоднее управлять с позиции экономии, а не увеличения дохода.

Простая математика (второе крамольное предложение – математику у нас не любят, а зря) – предположим, вы зарабатываете 1000 грн. (или долларов, кому как нравится) в месяц, из которых 850 вы тратите, а 150 откладываете. Откладываемую сумму хотелось бы увеличить на 50 единиц. Вариантов действия есть два – сократить затраты с 850 до 800 (на 5,9%) или увеличить свой доход с 1000 до 1333,3 (на 33%). Вот такая вот мистика. Надо заметить, что цифры в управлении финансами вещь незаменимая.Управление само по себе состоит из планирования, анализа, контроля и учета финансов, инвестиций, налогов. Попробуйте все это осуществить без цифр и подсчетов.

Экономия в процессе распоряжения личными деньгами вовсе не означает, что увеличивать доход не нужно. Напротив, это возможно и необходимо. Но если управление осуществляется хотя бы в минимальном объеме, источником дополнительного роста совсем не обязательно будет увеличение объема занятости, а, следовательно, и заработка. При ближайшем рассмотрении внутренние резервы имеются всегда – нужно только грамотно ими распоряжаться. Начать следует со снижения уровня неэффективных трат.
При детальном анализе собственных денежных затрат, практически у всех обнаруживается набор некоторых стандартных излишеств:

  • эмоциональные покупки, из которых процентов 40 оказываются абсолютно не нужными, кроме сомнительного удовольствия в первые 5 минут во время и после покупки;
  • невнимательное отношение к тратам на сумму до 100 (гривен или долларов, как вам больше нравится) - психологические свойства цифр;
  • статусные покупки, как правило, также весьма сомнительного характера;
  • покупки впрок, что чаще всего является психологической защитой от неуверенности в завтрашнем дне;
  • покупки под воздействием рекламы.

Эти особенности поведения покупателей очень хорошо изучены профессиональными продавцами. Не став профессиональным покупателем, вы будете постоянно оплачивать свой аматорский подход к делу из собственного кармана.

Резервы

Проведя тщательный анализ своих трат, в том числе методом детального учета (желательно письменного, на то он и учет), Вы получаете возможность осуществить следующую важную задачу, способствующей реализации глобальной цели управления финансами. Речь идет о создании защитного резерва как для форс-мажорных обстоятельств, так и для активизации нормальной текущей деятельности.

В корпоративных финансах это называется поддержанием текущей ликвидности предприятия и долгосрочной финансовой устойчивости. Предприятия защищаются таким образом от нестабильной внешней среды. С личными финансами точно также, только гораздо «ближе к телу».

На форс-мажорный случай, нам нужно создавать резерв для защиты своих здоровья и работоспособности, для защиты детей, близких родственников и дома, если здоровье и работоспособность потеряны (к сожалению, в данном случае, время работает не в нашу пользу) или источник дохода не стабилен. Здоровье за деньги не купишь, но цена на лекарства и лечения известна, а посему формировать резерв для защиты здоровья и работоспособности необходимо. Кроме того, как это ужасно не звучит, но быть инвалидом гораздо дороже, чем умереть, потому что во втором случае, закончились и доходы и расходы, а в первом, расходы еще и увеличились. Дети, продолжая расти, смотрят в будущее и оно не должно быть зависимым от вашего печального настоящего (если Вы вдруг не можете работать). Для той же ситуации необходимо позаботиться и о защите имущества. Все эти задачи обычно решаются страхованием, соответствующим юридическим оформлением и пенсионным планированием. Сегодня страховые компании предлагают достаточный перечень продуктов на каждый из описанных случаев. Покупая эти продукты, также нужно быть профессиональным покупателем.

Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…

Еще одно направление формирования резерва – увеличение финансовой базы. В предыдущем абзаце речь шла об откладывании «на черный день», сейчас мы говорим об откладывании «на светлое сегодня и будущее». Другими словами - о резерве денежных средств на все то, что заложит фундамент финансово стабильной жизни. Как правило, это – хорошее образование для детей, собственный дом или квартира и личная специфическая цель (например, прожить год на необитаемом тропическом острове с хорошим сервисом). Учитывая то, что, как правило, это значительные денежные суммы, которые не накапливаются в течение одного дня и даже месяца, важными становятся место и форма, в которой они хранятся. Если вы в своем управлении финансами дошли до этапа формирования резерва, без финансовой грамотности, знаний финансовых законов, законодательства и инструментов не обойтись.

Держа деньги в «кубышке», вы не накапливаете, а теряете. Деньги «съедаются» инфляцией, при этом совсем неважно в какой они валюте – инфляция есть в любой стране. Кроме того, «кубышка» не выплачивает процентов, а значит, потеряна еще и неполученная прибыль. Вкладывая деньги в банк, вы вступаете во взаимоотношения с профессиональным участником финансового рынка, который может предложить целый прайс различных продуктов. Вы пришли в финансовый супермаркет и должны четко понимать, что хотите купить и для чего. Следовательно, здесь необходимо быть не только профессиональным покупателем, но и осознавать свой порог принятия риска, так как банковские продукты – это всегда продажа будущего, а оно связано с определенным уровнем риска. Как правило, банки предлагают продукты для сбережения вклада, для приращения основного тела вклада и для получения текущего дохода. Банковские продукты различаются процентом и сроком изъятия денег.

Кроме этого нужно вспомнить и о других традиционных формах вкладов – золоте, других драгоценных металлах, драгоценных камнях и антиквариате. Очевидно, что и здесь необходим покупательский профессионализм. Прелесть этих инструментов в том, что владение ими, помимо стабильного сохранения средств, а в случае с антиквариатом еще и гарантированного прироста основного тела вклада с каждым годом, Вы получаете еще и эстетическое удовлетворение.
Можно вспомнить и о других инструментах, которые имеют хождение на фондовых рынках. Но стать профессиональным покупателем на этом рынке не легко, художественная самодеятельность без консультанта может обойтись очень дорого.

Семейная отчетность

В управлении корпоративными финансами ведется учет не только налоговый (это святое), но и бухгалтерский (белый и не очень) и управленческий – всеобъемлющий. В управлении личными финансами наладить бы хотя бы один и сразу всеобъемлющий. Третья «крамольная» мысль – принципы, используемые для учета финансов в компаниях, могут и должны быть использованы в учете финансов личных. Рассмотрите себя и свою семью как предприятие.

Для того, что бы сделать оценку текущего состояния предприятия вам необходимо ознакомиться с основными финансовыми документами предприятия – отчетом о прибылях и убытках, балансом и отчетом о движении денежных средств. Для того, что бы оценить ваше финансовое состояние, вам необходимы те же финансовые отчеты ваши личные.

Баланс – это «цифровая фотография», в которой отражается постатейно все движимое и недвижимое имущество, имеющее ценность, вплоть до «закромов Родины» в шкафу, кладовках, шкатулках и если хотите – холодильнике, а также долги – ваши и вам, то есть активы и пассивы или по-другому, активы = собственные средства + заемные. Он составляется на определенную дату, как правило, окончания одного из периодов и содержит ключевую экономическую информацию для анализа и планирования. За счет чего происходит увеличение ваших активов (имущества) – за счет кредита банка, других займов или возврата долгов вам (информация, которая содержится в пассивах)? У вас появилась стиральная машина, которую вы приобрели, использовав потребительский кредит. Ваше имущество увеличилось, но при этом в пассивах появились долговые обязательства, которые вам придется финансировать в будущем. Могло происходить по-другому: вы копили деньги (смотри раздел о формировании резервов) на стиральную машину (это означает, что вы увеличивали пассив постепенно за счет своих денег), а в результате покупки один актив – деньги превратили в другой – стиральную машину и при этом обязательств у вас не возникает.

Нужно помнить о том, что активы могут быть как материальные, так и нематериальные. Имидж, инновационные навыки и способности – могут также быть внесены в баланс, если они имеют ценность и оценка их должна производиться очень консервативно. Конечно, известно, что «понты дороже денег», но важно определиться с целевой аудиторией, чтобы не получилось «молодец среди овец». При этом важно помнить, что нематериальный актив создается долго, а устареть и потерять свою стоимость может очень быстро. Так работают финансы на уровне предприятий, и в личном плане.

Отчет о прибылях и убытках – показывает полученные доходы и окончательно понесенные расходы. Окончательно понесенные - деньги, которые «проедены» и «прожиты». Те есть, они не материализовались ни в одном из активов в ваших закромах. Это – еда, путешествия, развлечения, арендные, коммунальные и прочие текущие платежи.

Если ваш расход увеличил ваше имущество и накопленные резервы перешли в другие формы существования, то это относится к вашему балансу, а не отчету о прибылях и убытках.

Отчет о движении денежных средств показывает реальное состояние и движение ваших денег, фиксирует все поступления и платежи и показывает разницу между доходом (расходом) и денежным потоком. Вы получили счет на оплату коммунальных услуг в апреле, а деньги по этому счету заплатили в мае. То есть, сумма коммунальных платежей, будет относиться к отчету о прибылях и убытках апреля, но поскольку деньги вы не тратили в балансе, в активах у вас эта сумма присутствует, также как и в пассивах в виде вашего долга коммунальным службам. Можно заметить, что все три отчета взаимосвязаны.

Только после того, как полный учет произведен и продолжает вестись в постоянном режиме, можно принимать осознанные и обоснованные расчетами решения по планированию, бюджетированию как инструменту контроля за расходами, сохранению и инвестированию. Ответ на вопросы «сколько», «куда» и «в каких пропорциях» будет однозначно правильным и надежным только после постановки всего вышеописанного. Как ни крути.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Бухгалтерія, облік та податки Менеджмент, керування, KPI