Эта многоликая манипуляция
Любое общение – это манипуляция. Манипуляция - это всегда вопрос власти, превосходства. Манипуляция – это нить, из которой соткано человеческое общение. Любой человеческий шаг сопровождается манипуляциями: комплиментами, обращением по имени.
Это совсем неполный набор определений и мнений о манипуляции, которые встречаются в Интернете. Что же это за штука такая, если ею можно считать все, что угодно? И хорошо манипулировать или все же плохо?
Манипуляция — это скрытое влияние на собеседника с целью заставить его сделать что-то, что выгодно манипулятору и невыгодно адресату.
Манипулятор преследует нескольких разнонаправленных целей. Цель № 1 – та, которую он проговаривает адресату как его (адресата) цель. Цель № 2 – это то, чего хочет сам манипулятор и ради чего, собственно, и затевается игра. Цель № 3 – сыграть так мастерски, чтобы жертва не догадалась о наличии цели № 2.
Обязательным условием манипуляции является выбивание адресата из состояния эмоционального равновесия. Для этого манипулятор бьет по «слабым местам» собеседника, вызывая чувство вины или страха, жалости, гордости и др.
А поэтому, анализируя определения манипуляции, можно утверждать:
1. Из манипуляций соткана жизнь… манипулятора. А у остальных людей онасоткана из нормального человеческого общения, основанного навзаимоуважении.
2. Удавшаяся манипуляция дает ее инициатору власть над адресатом – ведь она делает то, чего от нее хотят. А вот с превосходством… Человек в роли «Жертва», который непрерывно жалуется на свою жизнь и бьет на жалость собеседника, тоже может манипулировать – без превосходства. Нет его и во многих других способах манипуляции.
3. Комплимент — это форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова. Комплимент, конечно же, можно использовать в манипуляции для того, чтобы вызвать у жертвы нужную эмоцию. Но можно и не использовать. А уж об обращении по имени… и сказать нечего.
4. В общении люди используют многие виды влияния друг на друга: убеждение, внушение, заражение, программирование, психологическое давление, принуждение и манипуляции. Даже хронические манипуляторы иногда аргументируют, иногда просят, иногда просто болтают с друзьями.
Если вы - руководитель и активно используете манипуляции, вас вряд ли можно назвать хорошим руководителем. Если человек не лидер, не умеет аргументировать свою позицию, заражать своими идеями, быть твердым в отстаивании своей позиции, то ему еще остается?
Если вы – преподаватель и воспитатель и при этом активно используете манипуляцию, вон из профессии! Вы растите или будущих жертв, или будущих манипуляторов. От последствий вашего «воспитания» страдают бывшие дети любого возраста. Именно потому, что нами так легко управлять, мы имеем те проблемы в стране, которые имеем.
Если вы – психолог и осознанно манипулируете людьми, то подумайте о том, что одного умения что-то делать мало для того, чтобы это делать. Есть еще и мораль.
Если вы неоднократно пользуетесь манипуляциями по отношению к какому-либо человеку, вы или испортите с ним отношения, или станете его «кукловодом».
Так хорошо манипуляция или плохо? Вы хотите, чтобы манипулировали им? Вам нравится, когда играют на ваших слабых местах, заставляя делать то, чего вы делать на самом деле не хотите? Предполагаю, что нет. Тогда почему таким образом этично можно поступать с другими людьми?
Десять лет назад появился мой курс «Манипуляции и противостояние им», тогда еще первый на Украине. За это время он много раз менялся, но основные его тезисы остались прежними:
1. Манипуляции есть. О них надо знать.
2. Манипулятор бьет по слабым местам адресата. Нужно и можно знать свои слабые места и научиться их не показывать.
3. От слабых мест можно и нужно избавиться.
4. Существует много манипулятивных ловушек. Их нужно и можно научиться быстро диагностировать.
5. Можно и нужно противостоять манипуляциям, желательно экологично, но можно и по-другому.
6. Нужно и можно знать, когда и как использовать экологичные виды манипуляций.
Пусть общение с другими людьми доставляется вам удовольствие!
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами