Бізнес тренер. Лікар, що лікує пошкодження на тілі компанії

Бізнес тренер. Лікар, що лікує пошкодження на тілі компанії

Сьогодні 90–95% українського ринку тренінгів займає сегмент бізнес-тренінгів. Цей напрямок не просто широко представлений, а встиг пустити коріння і навіть увійти до звички.

Бизнес-тренинг — это в первую очередь бизнес. В мире наработано и используется немало тренинговых технологий, одни из них более апробированы (некоторые на Западе), другие —менее, одни являются патентными продуктами (как, например, большинство разрабатываемых в различных западных институтах тренинговых технологий проектного менеджмента), а другие патентной защиты не имеют. Там описаны все бизнес-процессы, рассказано, как ими руководить, как структурировать. Можно воспользоваться такой франшизой, выучить ее и прочитывать тренинг, что, согласитесь, очень напоминает академическую форму обучения. Бизнес-тренера, как правило, мало интересует дальнейшая судьба организации. Большинство бизнес-тренинговых центров воспринимают тренинговую задачу как сиюминутную и стремятся представить ее таковой, которую можно решить прямо в ходе тренинга.

В начале социально-психологического тренинга неискушенному участнику невдомек — почему тренер весь первый день тренинга напролет не предоставляет никакой информации, бьет баклуши да все сам выспрашивает, заставляет думать, что-то вспоминать; где привычный формат: мы пришли отдохнуть, а тут требуют каких-то усилий. Такое отношение на рынке — норма: все новое непривычно.

По сути дела, всякий раз призывая тренера, компания обращается к доктору. Есть определенные жалобы, конкретная проблема — предлагается средство для ее устранения: тренинг. Но лекарство должно, во-первых, действовать целенаправленно (достигая заданного эффекта), во-вторых, — не навредить (что особенно вероятно, если применять средство не по назначению), и это — главная заповедь. Кроме этого, тренинг должен быть эффективнее плацебо.

Для этого в начале необходима диагностика: тщательный сбор анамнеза (кристаллизация проблем), получение соответствующей дополнительной информации о заказчике (при необходимости и возможности), чтобы не просто очертить круг проблем, но интегрироваться в них, докопаться до их причин, — когда выявлены причины, куда проще бороться с последствиями. Безусловно, тренер должен подходить ответственно к целям и задачам компании, ее ожиданиям от тренинга и брать на себя за это ответственность — в том числе и за то, чтобы не навредить тренингом организации. Иначе реально ощутимой пользы тренинг не принесет.

Тренинг — инструмент обоюдоострый. Бизнес-тренинг, будучи определенным сводом методик и преследуя поставленную узко-прагматическую задачу в определенной сфере деятельности, хоть и не нацелен на работу с личностью. А социально-психологический тренинг, напротив, целенаправленно работает именно с личностью. Областью его изучения является межперсональное взаимодействие: там, где имеется две или более персон, начинается взаимодействие между ними, направленное на получение совокупного продукта.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами