Готовь сани летом

Готовь сани летом

(Материал рубрики "антикризисное управление" о необходимости проведения перспективного анализа на предприятии) А. Водяной, Журнал "Ваш Бизнес" (№9) за 2011г.

Для начала о том, что принято считать кризисной ситуацией. Сюда можно отнести финансовые трудности, опасность банкротства, состояние «простоя», понижение уровня прибыльности, малые обороты, отсутствие перспектив роста и развития, высокую текучесть кадров…. Итак, по определению, кризисная ситуация – это такое состояние предприятия, при котором оно не может работать достаточно эффективно, принося ожидаемую прибыль владельцам и соответствуя ожиданиям трудового коллектива.

Многие владельцы предприятий, оказавшись в подобных ситуациях, склонны считать причиной их возникновения только видимую вершину проблемы: политические и экономико-правовые кризисы в стране, трудности с таможенным оформлением товара, проблемы с поставщиками и покупателями, нечистоплотность партнеров, возрастающую конкуренцию, порой даже наговор, сглаз, наведение порчи.  Как правило, все эти проблемы возводятся бизнесменами, попавшими в «черную полосу» неурядиц, в ранг «не решаемых».

На самом деле кризисная ситуация может складываться из многих составляющих, которые не видны на первый взгляд, да и на второй тоже, поэтому тут требуется всесторонний, комплексный анализ этих проблем. Например, как поставлена внутренняя безопасность предприятия: имеется ли возможность утечки закрытой, ценной информации, достаточна ли мотивация персонала? А что происходит с кадровой политикой – достаточно ли профессиональны и лояльны в отношении к предприятию его работники? Ведь именно люди делают бизнес, продукт или услуги уникальными. Но четко ли скоординирована работа структурных подразделений и если нет, то в чем причина? От того, как осуществляется руководство коллективом, как организованы маркетинговые операции, зависит конечный успех предприятия.

Все эти факторы можно отнести к приоритетным для профилактики кризисных ситуаций.  Но, как правило, банальное отсутствие времени, а порой и инерция мышления не позволяют бизнесмену уделить им должное внимание. В такой ситуации на помощь приходит кризисный аналитик. Профессия это относительно новая, однако весьма востребованная. Потому что именно кризисный аналитик учитывает, проясняет, обеспечивает устранение подобных проблем и предлагает пути преодоления кризисных ситуаций на конкретном предприятии. Он оценивает потенциальные возможности коллектива и отдельных его членов. С его помощью можно подобрать персонал или отдельных работников на ответственные должности, что, в итоге, решительным образом может повлиять на работу всего предприятия. Кандидатура каждого из претендентов подробно изучается (собеседование, тесты, досье, сбор информации, проверка принадлежности к организациям-конкурентам и т.д.). Кроме внутренних отношений на предприятии, как по вертикали  (административная структура), так и по горизонтали (инфраструктура), кризисный аналитик изучает внешние, т.е. взаимоотношения заказчика с другими организациями.

Не секрет, что неумение разграничивать личные и деловые отношения может привести к кризисной ситуации на предприятии. С такого рода проблемами и работает кризисный аналитик. Этот спектр работ проводится на уровне топ-менеджеров и их личных взаимоотношений. Анализируется и  устраняется их негативное влияние на рабочий процесс. Вырабатываются специальные умения действовать продуктивно в ситуациях  повышенного уровня сложности, обеспечивается пси-сопровождение сложных переговорных процессов.

Следующий уровень взаимоотношений «руководитель – подчиненный». Неправильно избранный стиль руководства, неумение четко поставить задачи и замотивировать сотрудников, отсутствие здорового климата и доверительных отношений в коллективе ставит под угрозу работу всего предприятия. На этом уровне работа кризисного аналитика предполагает устранение негативных пси-факторов, мешающих работе, разработку эффективного стиля руководства, выработку специфических навыков и умений для работы с персоналом, устранение текучести кадров.

Третья ступень – взаимоотношения внутри коллектива. На этом уровне проводится работа по повышению уровня сплоченности, мотивации, устранению конфликтных ситуаций внутри отделов, между отделами, мешающими друг другу работать и стремящимися выполнять одни т те же функции (и потому конфликтующих), а также между отдельными сотрудниками. Эта работа чаще всего проходит в режиме командных тренингов, но допускает и индивидуальный подход.

Если в процессе кризисного анализа выясняется, что одной из причин кризиса являются проблемы в отношениях между владельцами предприятия, эти проблемы, по взаимному согласию между ними, могут стать предметом для так называемой медиации. При этом аналитик выступает в роли посредника, подготавливает и ведет переговорный процесс. Подобную медиацию он проводит в случае конфликта коллектива с руководством.

К числу дополнительных, а в ряде случаев первостепенных, задач кризисного аналитика также относятся анализ и оптимизация рекламной компании, PR-менеджмент, выявление возможных каналов утечки закрытой коммерческой информации и разработка мероприятий по ее профилактике, выявление случаев намеренного вредительства и саботажа, оценка деятельности конкурентов и организаций-партнеров.

Такого уровня услуги редко может предложить какая-либо консалтинговая компания. Еще реже столь глубинные вопросы затрагиваются в довольно поверхностных и примитивных тренингах, не учитывающих специфику конкретного предприятия, работающих по шаблонным технологиям.

Кризисный и перспективный анализ их учитывает. Работа аналитика начинается с выявления первопричин развившейся кризисной ситуации и дает возможность просчитать и устранить факторы, мешающие развитию. Вместе с кризисным аналитиком вы можете просчитать и выработать стратегии развития собственного предприятия или компании для достижения высоких результатов и успешной конкуренции на современном рынке.

Если спросить у любого преуспевающего бизнесмена о том, каким был его путь  к успеху, мы, даже не получив ответ, можем быть уверены, что он точно его знает. Для этого ему достаточно просто вспомнить. Сложнее с вопросом, как он собирается закончить свою карьеру. И еще хуже – если задать этот вопрос только начинающему свое дело предпринимателю. Вспомнить тут нечего, да и представить нелегко. Да и стоит ли, скажете вы,  ломать голову о том, что будет очень нескоро?

Неправда ли, знакомая точка зрения для нашего бизнес-менталитета? А ведь, действительно, как можно загадывать наперед, когда премьеры и порядки в стране меняются «как перчатки». Курс скачет, как на ипподроме, Америка лютует, Россия с газом капризничает, таможня …. Одним словом, бизнес надо делать сегодня, с учетом сегодняшней социально-экономической и политической обстановки. Главное хорошо понимать и чувствовать эту обстановку, а самое главное, быть готовым быстро приспосабливаться к ее изменениям.

Не для кого не секрет, что не все представители регионального бизнеса выдержали проверку на гибкость и успешно приспособились к известным переменам в «высочайших кругах». И что характерно, среди тех, кому не повезло, не так уж и много предприятий, чей бизнес можно считать незаконным. Просто он основывался на других правилах и, что еще важнее, опирался на тех людей (из различных структур), которые потеряли свое влияние.

На первый взгляд, это кажется естественным, но едва ли стоит утверждать, что этого нельзя было избежать. Естественно, человеку, который «как белка в колесе» исправно «крутит» привычные и накатанные схемы своего бизнеса, некогда задумываться о том, насколько эти схемы долговечны. Пока они работают, не о чем беспокоиться (зачем что-то менять, если и так все хорошо). Вот и получается, что, как правило, мысль о том, что уже не все так хорошо, приходит тогда, когда кризис сложно не заметить. И нередко, когда уже поздно что-то исправлять. В самом деле, «пока рак на горе не свиснет…», как уже было сказано, издержки менталитета.

Это подтверждает беглый взгляд на характер заказов, с которыми сталкивается кризисный аналитик. Чаще всего к нему обращаются, когда кризис в самом разгаре. Реже – когда лишь только появились первые признаки кризисной ситуации. А вот заказы на перспективный анализ от успешно работающих организаций можно пересчитать по пальцам.

5 аргументов в пользу целесообразности проведения перспективного анализа в период успешной работы фирмы:

  • есть, что терять – есть, что беречь;
  • климат в коллективе (низкий уровень беспокойства и конфликтности, удовлетворенность работой и руководством и т.д.) благоприятствует проведению точного анализа;
  • отсутствие дефицита времени;
  • в период успешной работы перспективный анализ не обременителен для бюджета предприятия;
  • предприятие располагает средствами для наиболее полной реализации полученных в ходе перспективного анализа результатов.

Видимо, в нашем менталитете заложено недостаточное количество гибкости и предвидения. Но этот аргумент вряд ли утешит того, кто, пренебрегая антикризисной профилактикой, оказался в числе «погорельцев». А политическая обстановка в стране, между тем, продолжает меняться, да и парламентские выборы не за горами. Как мы будем готовы к очередным политическим и экономическим преобразованиям, зависит от нас. Так же, как и все остальное в нашем бизнесе.

Водяной А.Г. Журнал "Ваш Бизнес" (№9) за 2011г.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI