Гонка за место в свете софитов, или Легка ли судьба актера

Гонка за место в свете софитов,  или Легка ли судьба актера

Актерская профессия манит. Атмосферой творчества и кругом общения, свободой самовыражения и пестротой событий, признанием зрителей и букетами поклонников, обложками глянца и финансовым благополучием…

Как подготовиться к поступлению в театральный вуз



Утверждают, что девяносто девять процентов людей в какой-то момент своей жизни хотели быть артистами, один же процент опрошенных скрывают этот факт собственной биографии.

Огромные конкурсы в театральные школы – это непреходящая реальность. Широко известен тот факт, что конкурс в театральные вузы составляет более ста человек на место, и дай-то Бог, чтобы один из претендентов стал когда-нибудь известным актером или режиссером. Но наперекор всем трудностям каждый год огромная, разношерстная и всегда яркая толпа абитуриентов собирается у дверей театральных училищ.

Если решение связать свою судьбу с театром вам кажется окончательным, все равно сто раз подумайте: для чего вам это нужно?! Большинство из приходящих на прослушивание – люди, имеющие очень смутное представление о будущей профессии, для них настоящим откровением может явиться то, что труд актера или режиссера – это действительно труд и неустанное совершенствование самого себя. В основном масса абитуриентов предается самолюбованию – «я круче всех», «я красивее всех» и т. п. На сцене они собираются выступать исключительно в ролях первых героев и героинь. Толпы поклонников (поклонниц), охапки роз и немыслимые гонорары – вот и все, что им нужно от театра. Если вы так видите свое будущее, вам попросту не стоит тратить тут свое время и силы.

Но если вы считаете, что у вас все-таки есть что сказать со сцены, то все равно следует трезво взглянуть на самого себя. Что вы умеете делать на настоящий момент? Вы хоть раз выходили на сцену не перед своими родственниками? Хоть раз ставили спектакль? Хоть раз заходили на съемочную или репетиционную площадку? Вы представляете себе практически, чем вам предстоит заниматься? Если да, то идем дальше.

При выборе вуза не занимайтесь ерундой. Определитесь только с городом (Москва, Питер, Киев или другие). Поступать надо сразу во все театральные вузы этого города. Почему? Потому что, во-первых, не вы выбираете, а вас выбирают, во-вторых, шансы, что где-то вам удастся пройти творческий конкурс, резко возрастают. Экзамен всегда лотерея!

Для того, чтобы иметь право подать документы для экзаменов, практически во всех вузах вам необходимо пройти сначала прослушивание, без этого у вас документы не возьмут. Что же такое прослушивание? Прослушивание, или отборочная консультация, – это такое занятное мероприятие, на котором вы должны прочесть наизусть стихи, басню и прозаический отрывок перед представителями театрального института, которые на основании этого будут оценивать степень вашего таланта. В этом обычно участвуют как будущий мастер курса, так и другие педагоги этого курса. Обычно перед тем, как слушать вашу программу, педагог или мастер задаст вам несколько вопросов: как вас зовут, что будете читать, сколько вам лет, чем вы занимались раньше…

Если вам повезло, то дальше – творческий конкурс. С каждой ступенькой претендентов становится все меньше, а конкуренция все больше. Задания на турах разнятся от вуза к вузу. Вы должны быть готовыми в любой момент к любому испытанию. Все! Как видите, ничего страшного.

Далее идет коллоквиум и сочинение. Коллоквиум – это мероприятие, на котором будут проверять вашу общую эрудицию, информированность в истории театра, знание того, что такое система Станиславского, Михаила Чехова, кто такие Мейерхольд и Таиров, а также общее знание литературы, драматургии в частности, и истории. Такая, в общем, свободная беседа... Сочинение – мероприятие гораздо менее значимое, но все-таки постарайтесь не написать его из рук вон плохо. Двоечников не берут!

Начинать готовиться надо не накануне и не за месяц, а уж точно за год, если не за два до предполагаемой попытки. Торопливо выученный текст – не то, что нужно для поступления. Вам необходимо не память демонстрировать, а умение «присваивать» текст, делать его своим. По профессиональной оценке на латентное усвоение актером текста будущей роли (в вашем случае конкурсной программы) необходимо не менее двух недель. Но это для профессионала! А ведь вы еще не профессионал. Готовиться лучше всего с репетитором, т. е. с человеком, который знает, что такое театр. Можно готовиться и на подготовительных курсах при театральном вузе. В любом случае в процессе подготовки вы должны овладеть основами сценической речи, азами актерского мастерства, ориентироваться в истории театра. Самообразование обязательно. Надо читать много и упорно. Знаний школьной программы недостаточно, необходимо ее осмысление. Помните: заниматься театром нельзя по расписанию. Этим либо занимаются всегда, либо не занимаются вовсе! И если влюбленность в великую ИГРУ человечества больше, чем страх перед вступительными экзаменами, смело идите в ТЕАТР!


Ну а если хотите подготовиться лучше - сделайте это в тренинг-центре "СПИКЕР", на курсах "Актерское мастерство и техника речи"!


Виктор Суржа, режиссер и актер, преподаватель театрального вуза с 10-летним стажем

Полный текст статьи опубликован в обучающем журнале Я-ПЕРШИЙ,
май-июнь, 2008 г. www.ya-1.com.ua


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток