Игры с песком

Почему дети так стремятся,попадая на пляж,что-то создать из песка.

Возвращение песочниц


Кто не знает наших городских песочниц? Унылые и замусоренные, они оказываются не очень годными для детских игр. Между тем, идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать ощущение разнообразия природы, возможностей собственного тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. Но песочницу можно переместить с улицы в дом, снабдить ее незамысловатыми аксессуарами — и тогда она сможет раскрыть все богатство песочной игры.

Какой принцип положен в создание этой игры? Для многих людей облечение мыслей и чувств в слова затруднено, особенно это касается детей. Однако помимо словесного языка существует язык мимики, жеста, тела, способный тонко выразить те или иные ощущения, чувства и представления. В то же время в рисунке и пластике рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами, когда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. На этих принципах основаны методы анализа детского творчества - свободного детского рисунка, лепки, аппликации. Именно этот принцип положен в основу методики "Песочница", песочной терапии.

Главное отличие "Песочницы" от этих приемов в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать картину мира в "живом" трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Оборудование для работы с "Песочницей"


На столике помещается ящик размером 70 - 75 см шириной, 55 - 60 см длиной и 15 - 18 см глубиной, до половины наполненный чистым речным песком. Для имитации воды дно ящика выкрашено в голубой цвет. На полочке или в коробках помещены различные предметы и миниатюрные фигуры — основные составляющие картины мира: мир неживой природы (камни, минералы, ракушки); растительный мир (деревья, цветы, шишки); животный мир (птицы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные); социальный мир (фигурки людей различных эпох, культур, профессий, взрослых и детей); фантастический мир (сказочные персонажи и пр.); рукотворный мир (дома, здания, мосты, строительные материалы, транспорт); мир символов (сакральные предметы); различные предметы, могущие "быть всем" — тряпочки, палочки, шарики... Предметов не должно быть слишком много, они должны быть доступны для детей; детям должна быть предоставлена возможность смачивать песок, чтобы он лучше формовался.

Методика рассчитана на детей различного возраста: от дошкольного до подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна групповая работа, при которой группа сверстников (или ребенок и взрослый) получает возможность совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, кооперация в процессе моделирования, групповое обсуждение композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов, процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений.

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и прочие проявления эмоционального неблагополучия, особенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может проходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предлагать различные сюжеты. Тематика песочных картин может быть следующей: конструирование (индивидуальное, вдвоем, втроем, вчетвером) на свободную или заданные темы ("Сотворение мира", "Добро и зло", "Наше будущее"). Кроме того, можно предложить воспроизвести сюжеты на христианские мотивы ("Рождество", "Притча о блудном сыне", "Притча о добром самарянине" и др.).

Известный американский педагог христианской ориентации С.С. Куломзина прямо отмечает влияние песочной игры на духовное становление ребенка. "Ребенок, находясь в храме, чувствует себя так же, как играя в песочнице" — говорила она, подчеркивая творческий одухотворенный характер этих двух различных проявлений жизнедеятельности ребенка. Творческое моделирование на песке дает возможность в трехмерном пространстве воссоздать события Священной истории, раскрыть смысл евангельских притч, овладеть сложнейшими понятиями христианской этики: добро и зло, грех, покаяние, милосердие.

Как показали исследования и наш опыт, песочная игра обладает и психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем.

"Песочница" не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но и ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение морального пространства собственного бытия, построение образа мира, который связан с внутренним изменением сознания, поскольку можно сказать, что "создавая образ мира, мыслящий человек одновременно изменяет и самого себя".

Песочные композиции, созданные детьми, позволяют понять отношения в детских группах, помогают позитивно перестроить сознание и поведение. В процессе работы с детьми было обнаружено следующее: негативные эмоции, внутренние конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках, либо в прямом (изображение смерти, убийств), либо в символическом виде (выбор фигурок-монстров и других символов страхов, чрезмерное использование загородок). На начальном этапе почти для каждой детской группы были характерны яркие конфликты, нередко заканчивающиеся слезами (для девочек) или драками (для мальчиков). Спустя некоторое время в процессе совместного создания песочных картин негативные тенденции ослабевали, а затем и исчезали, как бы "уходили в песок", отношения становились более ровными, гуманными. Сами песочные картины меняли свою семантику, гармонизировались и упорядочивались.

Используемая в методике христианская символика, так много говорившая нашим предкам — взрослым и детям, — сегодня оказывается достоянием немногих. Вернуть утраченные и забытые смыслы с помощью древней игры в песок, помочь детям эмоционально сопереживать вечные истины христианства — важная воспитательная задача, решение которой позволит поставить заслон на пути распространения детской жестокости и гармонизировать детскую картину мира.

Вместо заключения

Помогая ребенку обустроить его мир игры, родители должны осознавать, что важнейший сенсорный канал — зрение — сегодня психологически оккупирован Экраном-идолом, внедряющим в детское сознание и подсознание антиценности, греховные страсти: культ силы, экспансии, агрессии (вестернизация), культ денег, вещизм, приобретательство (меркантилизация), культ тела, плотской жизни (сексологизация). В Евангелии от Матфея сказано: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Мф. 6, 22 - 23). Сейчас детское око загрязнено, как никогда.

Кроме того, нельзя не обеспокоиться тем обстоятельством, что идет полным ходом демонизация детского сознания через все сенсорные каналы, через все органы чувств, это — важнейший фактор духовного и душевного нездоровья современных детей и молодежи. Судите сами: звуковая какофония современного города, агрессивная рок-музыка с ужасающими текстами типа: "Я должен жить для сатаны, я иду в ад, не удерживай меня, мама", обилие бранной лексики в общении, включая мат — язык демонов. Одежда детей изобилует сюжетами и символикой смерти, фантастическими монстрами; даже детские лакомства облекаются в специфические обертки, например, детский обед в Макдональдсе упакован в картонный "сундучок" с изображением привидений, домовых и прочей нечистой силы.

Современные игры и игрушки также ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление ко всему греховному: к насилию и ненависти, блуду и распущенности, стяжательству и скверноприбытчеству, готовности подчиниться бесам. Вопрос стоит так: либо дети окажутся способными воспринять, пережить и применить в своей жизни те начала, которые предлагаются христианским сознанием (т.е. попросту — любить Бога, Церковь, слышать без отвращения и скуки слово Божие, радостно чувствовать воздух церковной жизни, уметь хоть сколько-нибудь неформально переживать молитвенное слово), либо отвлекающие и увлекающие воздействия мира возьмут свое и победят.

Хочется обратиться ко всем взрослым — церковным и нецерковным, верующим и неверующим, старым и молодым, образованным и не очень словами православного поэта Елены Потехиной:

Взрослые, не учите детей своих подлости.
Властные, не учите их злобе и гордости.
Сильные, не учите звериной жестокости.
Мудрые, не толкайте детей к пропасти.
Грешные, научите детей состраданию,
Слабые, научите любви и вниманию.
Старые, научите терпенью и кротости.
Слышите?! Оттащите детей от пропасти!

Состояние духовного здоровья детей России подвергается серьезной опасности. Каждый родитель и каждый педагог часто сталкивался с ситуацией, когда очень трудно, а иногда почти невозможно защитить ребенка от напастей, оградить его от агрессии, соблазнов и искушений недоброго мира. Здесь можно пожелать воспитателям, родителям - всем нам выполнять завет рано ушедшего от нас священника, ученого и педагога о. Глеба Каледы: "...Детей надо готовить ко встрече с миром. К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от мира, в них надо воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту среди грязи и греха".

Давайте употребим все силы и всю любовь, на какую способны, чтобы сделать это для наших детей.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість