Предприниматель. Взгляд в прошлое и будущее

Во всем мире, вопреки прогнозам профессиональных, особенно марксистски ориентированных, экономистов малый и средний бизнес не только не был побежден корпоративными голиафами, но и подобно библейскому Давиду сам вышел победителем.

Особенно убедительным оказался пример Япо­нии, где малые и средние предприятия составляют подлин­ный фундамент экономики. В последние 10-15 лет эта тенденция характерна для большинства развитых стран. Даже в США предприятия с числом работающих менее 15 человек составляют более 70% общего числа предприятий.

Коренным образом из­менилась и ситуация в быв­шем социалистическом об­ществе.

Всемирный соци­альный эксперимент здесь убедительно показал, что, подавляя беспокойный дух частного предприниматель­ства, резали курицу, несу­щую золотые яйца. Харак­терно при этом, что "кури­цу" совсем зарезать так и не удалось, и она продолжала нести яйца, но в амбарах теневой экономики.

На мой взгляд такой поворот событий объясняется простой, но фундамен­тальной закономерностью. Индивид всегда выигрыва­ет у организации, когда речь идет о творчестве, изобре­тательности, инициативе и скорости реакции. Да и со­временные компьютерные технологии автоматизируют механические, рутинные процессы, делая ненужны­ми громоздкие конторы и офисы с их многочислен­ным персоналом. Вот и ра­стет спрос на творчески мыслящих людей, готовых экпериментировать с новыми продуктами, процессами и технологиями, быстро ре­агировать на требования рынка, угадывать тенденции изменения потребностей.

В соответствии с толко­ванием в словарях и энцик­лопедиях "предприниматель" - это человек, кото­рый "пред-принимает", или действует до того, как что-либо случится.

Поскольку чаще всего предпринима­тель действует быстро, он - новатор, даже если изобре­тает еще один велосипед.

Будучи инициатором и эк­спериментатором, он авто­матически берет на себя от­ветственность за неудачу. Это, как правило, связано с риском ошибиться и, сле­довательно, быть наказан­ным за просчет. Поэтому готовность рисковать ради достижения цели предпола­гает такое свойство лично­сти, как смелость. Мотив к достижению, т.е. желание достичь цели, обычно у та­ких людей выражен силь­нее, отличается упорством, вплоть до упрямства, что, в свою очередь, предполага­ет наличие достаточной энергии и ее источника - здоровья.

Способность тер­петь поражения, но идти своей дорогой имеет своей психологической основой интуитивную веру в свой конечный успех, удачу. На сильно развитую интуицию он должен опираться и в связи с отсутствием знаний в новом деле.

За предпри­нимательством в узком смысле закрепилось более конкретное содержание - экономическое, или умение вести свое дело. Предпри­ниматель в этом, наиболее часто употребляемом смыс­ле - деловой человек, биз­несмен. Он хозяин своего дела, отсюда - хозяйство, деятельность, занятие хозя­ина. Главная экономичес­кая его цель - растить и раз­вивать это хозяйство как часть самого себя, своего "Я''. Основной критерий успеха - прибыль, нажива, т.е. то, что на-жито, добав­лено к полученному от жиз­ни. Поскольку общественной мерой прибыли являются деньги, то главное свидетельство и социальная мера компетентности хозя­ина, его стоимость и цена-нажитый капитал.

Украинский народ по своей исто­рически сложившейся куль­туре предрасположен к предпринимательской дея­тельности. Воплощением предпринимательства явля­ется украинское казачество, которому были свойствен­ны такие качества, как раз­мах деятельности, храб­рость, динамичность, романтическая тяга к самосто­ятельности и свободе, к по­иску новых земель и про­чее. Однако после того, как Украина потеряла свою са­мостоятельность, и было ликвидировано казачество, эти качества были посте­пенно утрачены в результа­те насаждения бюрократи­ческой системы. Большая часть населения отвыкла от инициативы, предприимчи­вости и личной ответствен­ности. И на сегодняшний день значительная часть трудоспособного населения психологически не готова к рынку.

Получил распростране­ние образ "хохла" как ле­нивого, простодушно - гру­боватого мужика, пытаю­щегося хитростью обмануть судьбу. Именно так может вести себя "Предпринима­тель", когда он не видит перспектив своей деятель­ности.

В то же время мно­гие представители украин­ского народа, проживающе­го в украинской диаспоре, в различных странах сво­бодного предприниматель­ства зарекомендовали себя в сфере бизнеса как иници­ативные, предприимчивые люди.

Все это опровергает утверждение о безынициа­тивности и консервативно­сти украинской нации.

Мы все те же прекрасные люди - одаренные удивительным трудолюбием и энергией, талантливые, предприимчи­вые, гордые и красивые.

Но просто многие растерялись, потеряли веру в себя и по­этому потеряли свою силу и упорство в преодолении трудностей.

Но никто не будет решать наши пробле­мы за нас. Надо избавлять­ся от всяческих отговорок и искоренять из сознания мысль о том, что всегда можно обвинить кого-то в своих несчастьях и ждать, что кто-то придет и поза­ботится о нас. Главное пре­пятствие надо искать не в зале заседаний и не в со­седнем офисе - оно в нас самих.

Социальные програм­мы, даже если они осуще­ствляются с самыми лучши­ми намерениями, не могут привить чувство ответствен­ности за самого себя. Пока вы не соберетесь с духом, чтобы помочь самому себе, любая другая помощь - это просто очень много попус­ту растраченных усилий.

Если вы не поможете себе, тогда - кто же?

Для того, чтобы чего-нибудь достиг­нуть, нужно приложить уси­лия.

Каждый из нас должен отвечать за себя. Должен приобрести уверенность в себе, должен сам устанав­ливать контрольные цифры, соблюдать нормативы, сле­дить за издержками, за от­четностью, намечать плано­вые задания, выплачивать премии, уметь пользовать­ся силой приращения цифр, мыслить и действовать по-хозяйски.

"Пока Бог с нами, мы можем позаботится о себе сами".

Ведь успех в бизнесе во многом зависит от индиви­дуальных особенностей че­ловека. Ротшильд, Крупп, Шнайдер, Пежо, Форд и другие богатые люди - все они начинали с нуля, имея в качестве капитала только свой ум, практическую сме­калку, обладая особым чув­ством выгоды, умением пользоваться случаем и идти на хорошо рассчитан­ный риск.

Предпринимательство или стремление начать но­вый бизнес стали в Амери­ке едва ли не национальным развлечением номер один, сравниться с которым не в силах ни одна азартная игра. В капиталистических стра­нах о предпринимателях говорят и пишут больше, чем о политиках. Только звезды шоу-бизнеса и спорта пользуются большей популярностью среди моло­дежи.

Конечно, нынешние условия в Украине не явля­ются для предприниматель­ства идеальными. Однако даже при их несовершен­стве, - хорошая идея, умно­женная на энергию личной инициативы плюс фунда­ментальные знания эконо­мики и управления бизне­сом, может привести к пре­восходным результатам! И возможность попасть "на верх" существует для любо­го, самого обычного чело­века. Но, кто ищет успеха, не должен полагать, что это легкая работа. Успех - дитя ежедневного труда и выносливого упорства. Ведь вся­кая борьба состоит не толь­ко из успехов и побед, но также из неудач и пораже­ний.

На пути к победе надо видеть в неудачах не поме­ху, а полезный опыт. И эта мысль должна подбадривать и помогать бороться. Важ­но, чтобы провалы не уби­ли ваше упорство в дости­жении целей. Поражения ровным счетом ничего не значат, если за ними при­ходит успех. И всегда вы сможете достичь того, что сегодня кажется невозмож­ным.

"Может так случит­ся, что вам прийдется ри­нуться в бой не раз и не два, чтобы выйти из него побе­дителем". (Маргарет Тет­чер).

"Семь раз упади, во­семь - поднимись".(Японс­кая пословица).

Очень час­то преуспевающий человек отличается от неудачника не способностями, не ярки­ми идеями, а смелостью, готовностью сделать ставку на собственные идеи, пой­ти на обдуманный риск и действовать.

Не обладая ка­чествами, ведущими к успеху, можно выработать их в себе. И об этом мы погово­рим в следующем номере.

 

Так кто же такие преус­певающие предпринимате­ли?

 

  • У них есть видение или мечта, которую они ежед­невно преследуют.
  • Безграничная вера в их про­дукты или виды услуг.
  • Они постоянно стремятся что-то сделать - это изоб­ретатели.
  • Они нетерпеливы и раздра­жительны, у них всегда не хватает времени.
  • Они упорны и настойчивы.
  • Они нацелены на прибыль.
  • Они нацелены на успех, планируют на несколько лет вперед.
  • Лучше, чем кто-либо, по­нимают свою силу и сла­бость.
  • Не боятся начать все снова.
  • Деньги не являются для них главным или единствен­ным побудительным мотивом.
  • Они все делают сами.
  • Не обязательно хороши во всем.
  • Они понимают значения тонких изменений, их влияние на успех в биз­несе.
  • Они хотят расти.
  • Понимают главенствую­щую роль потребителя.
  • Не думают, что идут на большой риск.
  • Знают, что такое потратить последнюю копейку и как поставить капкан.
  • Они понимают, что пробле­мы неизбежны и их появ­ление предсказуемо.
  • Они практичны.
  • Они просят то, чего дей­ствительно хотят.
  • Они очень чувствительны к рынку.
  • Их трудно запугать.
  • Они привыкли к одиноче­ству.
  • Чувствуют, когда надо при­быть на парад вовремя и возглавить его.
  • Они готовы поделиться.
  • Они противоречивы, упря­мы и капризны.       
  • Они имеют творческую са­мостоятельность! И на­слаждаются ею!


Вот кто такие предприниматели.

 

Галина Зимина,

президент Школы Административного Управления Зиминой.

www.shauz.kiev.ua

[відкрити контакти][email protected]

[відкрити контакти]044 223 72 48;   [відкрити контакти]044 223 60 48;    [відкрити контакти]098 490 23 03;   [відкрити контакти]067 323 56 76


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток