Что такое критическое мышление

Что такое критическое мышление

Что такое критическое мышление и обладают ли соответствующими навыками Ваши сотрудники? Какие преимущества имеет критически мыслящий человек и как это влияет на результаты его деятельности? Над этими и другими вопросами предлагает задуматься автор.

Умеем ли мы мыслить критически?

Не существует человека, который бы действовал всегда исключительно объективно и рационально. Мы все потворствуем своим эгоистичным интересам. Мы сплетничаем, хвастаемся, преувеличиваем, и говорим двусмысленно. В самой человеческой природе заложено желание  находить подтверждение приобретенным ранее знаниям, оправдывать принятые нами решения или поддерживать наши прежние убеждения. В процессе удовлетворения своего эго, однако, мы часто отказываем себе в интеллектуальном росте и возможностях. Мы, возможно, не всегда хотим применять навыки критического мышления, но нам следует обладать этими навыками, чтобы воспользоваться ими, когда это необходимо.

Переход к эре информационных технологий вызвал повышенный интерес к понятию «хорошее, правильное мышление» как важному элементу успеха в жизни (Huitt, 1995; Thomas & Smoot, 1994). Быстро меняющиеся условия жизни требуют, чтобы в жизненные приоритеты были включены новые цели, а именно, критическое мышление.

Определение критического мышления изменилось за прошедшее десятилетие, так как к этой сфере, традиционно считавшейся царством когнитивных психологов и философов,  в последнее время присоединились психологи-бихевиористы, специалисты по контенту, и т.д. Ниже мы приводим несколько примеров, иллюстрирующих попытку дать определение критическому мышлению:

  • Способность анализировать факты, генерировать и организовывать идеи, защищать мнение, осуществлять сравнения, делать выводы, оценивать аргументы и решать проблемы (Chance,1986, p. 6);
  • Способ рассуждения, который требует соответствующего подтверждения своих верований и отказа от них, если отсутствует подтверждение (Tama, 1989, p. 64);
  • Аналитическое мышление с целью оценить (интерпретировать) то, что прочитано (Hickey, 1990, p. 175);
  • Сознательный и тщательно спланированный процесс, который используется для того, чтобы интерпретировать и оценивать информацию и опыт при помощи ряда мыслительных привычек и способностей, которые задают направление убеждениям и действиям (Mertes,1991, p.24);
  • Активный, систематический процесс понимания и оценки аргументов.  Аргумент является утверждением о свойствах какого-либо объекта или взаимоотношениях между 2 и более объектами,  а также предоставляет доказательство, подтверждающее или опровергающее данное утверждение. Критически мыслящие люди признают, что не существует единственно правильного способа  понять и оценить аргументы, а также то, что все попытки необязательно успешны (Mayer & Goodchild, 1990, p. 4);
  • Интеллектуально организованный процесс, заключающийся в  активной и умелой концептуализации, применении, анализе, синтезе и\или оценке информации, собранной благодаря или выработанной при помощи наблюдения, опыта, размышления, умозаключений или коммуникации, который определяет убеждения и поступки (Scriven & Paul, 1992);
  • Мастерское, ответственное мышление, которое содействует правильным суждениям, так как оно:1) основывается на критериях; 2)является само-корректирующим; 3) учитывает контекст (Lipman, 1995, p. 146).

Критическое мышление представляет собой сложное сочетание навыков.  Среди главных его характеристик:

Рациональность

Мы мыслим критически, когда мы

  • полагаемся на благоразумие, а не на эмоции,
  • требуем доказательств, не пренебрегаем ни единым известным свидетельством, и следуем в том направлении, куда ведет доказательство 
  • стремимся найти лучшее объяснение, а не быть правыми, анализируя очевидную путаницу, и задавать вопросы.

Самоанализ

Мы мыслим критически, когда мы

  • взвешиваем, как на нас влияют мотивы и предубеждения;
  • признаем свои собственные убеждения (то, что мы принимаем как само собой разумеющееся), предрассудки, предвзятость и точку зрения

Честность

Мы мыслим критически, когда мы отдаем себе отчет в эмоциональных импульсах, эгоистичных мотивах, низких замыслах, и других формах самообмана.

Широта взглядов

Мы мыслим критически, когда мы

  • оцениваем все рациональные умозаключения;
  • рассматриваем ситуацию, исходя из разных точек зрения и  в нескольких ракурсах;
  • допускаем возможность и остаемся открытыми для альтернативных интерпретаций;
  • принимаем новое объяснение, модель или систему взглядов, при условии, что оно лучше объясняет  очевидное, является более простым, имеет меньше несоответствий и охватывает большее количество данных.

Дисциплина

Мы мыслим критически, когда мы

  • точны, скрупулезны, всесторонни и исчерпывающи;
  • противостоим манипуляциям и нелогичным просьбам;
  • не выносим скоропалительных суждений

Суждение

Мы мыслим критически, когда мы

  • осознаем значимость и\или ценность альтернативных убеждений и точек зрения
  • признаем степень и значимость доказательств.

Итак,

  • Критически мыслящие люди по натуре скептики. Они относятся к текстам с той же долей скептицизма  и недоверия, с которой они принимают устные замечания.
  • Критически мыслящие люди активны,  а не пассивны. Они задают вопросы и анализируют. Они сознательно применяют различные тактики и стратегии, чтобы раскрыть смысл или подтвердить их понимание.
  • Критически мыслящие люди не принимают эгоистичный взгляд на мир. Они открыты для новых идей и точек зрения.  Они готовы поставить под сомнение свои верования и убеждения и рассмотреть доказательства противоположной точки зрения.
  • Критическое мышление позволяет нам признать широкое разнообразие субъективных видов анализа объективных данных,  а также оценить, насколько каждый вид анализа соответствует нашим потребностям. Факты могут оставаться фактами, но то, как мы их интерпретируем, может отличаться.

Для сравнения, пассивные люди, не способные мыслить критически, принимают упрощенный взгляд на мир.

  • Они видят все в черно-белом цвете, то есть или-или, и не признают существование различных возможностей для понимания.
  • Они рассматривают вопросы как да или нет, без тонкостей.
  • Они не способны увидеть соединения и сложности.
  • Они не способны увидеть взаимосвязанные элементы.

Некритически мылящие люди принимают эгоистичный взгляд на мир:

  • Они считают предложенные ими факты единственно значимыми и важными;
  • Они считают свою точку зрения единственно разумной;
  • Они считают свою цель  единственно оправданной.

В завершение остается добавить, что каждый из нас волен выбирать, в каком мире ему жить – многомерном цветном или в плоском черно-белом,  а также, кем быть - критически мыслящим человеком или просто жить, ни о чем особо не задумываясь, и иногда удивляться, почему течение жизни бросает его, как щепку, то в одну, то в другую сторону.


                                                                   References  

  1. Chance, P. (1986).Thinking in the classroom: A survey of programs. New York: Teachers College, Columbia University.
  2. Hickey, M. (1990). Reading and social studies: The critical connection.Social Education, 54, 175-179.
  3. Huitt, W. (1995). Success in the information age: A paradigm shift. Valdosta, GA: ValdostaStateUniversity. Based on a background paper developed for a workshop presentation at the Georgia Independent School Association, Atlanta, Georgia, November 6, 1995. Retrieved May 1998, from http://www.edpsycinteractive.org/topics/context/infoage.html
  4. Lipman, M. (1995). Critical thinking - what can it be? In A. Ornstein & L. Behar (Eds.)Contemporary issues in curriculum(pp. 145-152).Boston, MA: Allyn & Bacon.
  5. Mayer, R., & Goodchild, F. (1990).The critical thinker.New York: Wm. C. Brown.
  6. Mertes, L. (1991). Thinking and writing.Middle School Journal, 22, 24-25.
  7. Scriven, M., & Paul, R. (1992, November).Critical thinking defined. Handout given at Critical Thinking Conference,Atlanta,GA.
  8. Tama, C. (1989). Critical thinking has a place in every classroom.Journal of Reading, 33, 64-65.
  9. Thomas, G., & Smoot, G. (1994, February/March ). Critical thinking: A vital work skill.Trust for Educational Leadership, 23, 34-38. 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Саморозвиток