Время и деньги: накопить или тратить с пользой
Из серии «Рычаги личной эффективности» Статья Четвертая – «Депозитная»
«Время — это деньги». Иногда мы слышим, что именно так говорят о времени, но на самом деле у времени мало общего как с деньгами, так и с другими материальными вещами, оно «воооще другое такое». В отличие от денег, еды, золота, руды, топлива и многого другого, время невозможно накопить, чтобы потратить в будущем. Любая попытка сберечь время, не используя его качественно, бессмысленна по сути своей. Что произойдет, если ты поспишь десять часов, а затем попытаешься, ничего не делая, остальную часть дня «положить в копилку»? В конце дня ты увидишь, что неиспользованное время безвозвратно потеряно, оно попросту пропало (энтропия тут везде и всюду, закон такой). И если ты замешкаешься на старте в забеге на 100 метров, то потом наверстать очень и очень трудно, но возможно в принципе. Но со временем все намного сложнее и проще одновременно.
«Который час?» или как иногда говорят дети «Сколько время?». Как часто ты уже ставил такие вопросы? В нашем быстром современном веке мы всегда осознаем время. Большинство наших ежедневных действий строго управляется временем – когда мы встаем, идем на работу, обедаем, встречаемся с друзьями, читаем книги, и так далее. И мы полагаемся на ряд предметов, показывающих нам, сколько времени – на стенные часы, наручные часы, будильники, радио, телевизор, мобилку или на Интернет-сервисы.
Ну хорошо, уговорил. Но если нельзя накопить время, то как «начать бежать» более эффективно, то есть успевать больше за единицу времени.
На одном из тренингов по тайм-менежменту (то есть управлению временем), гуру этой темы Глеб Архангельский /далее Г.А./ (и мне лично довелось это слышать от него на тренинге для ТОПов в Киеве) уже несколько лет собирает материал для докторской диссертации в контексте денежной оценки стоимости потерь времени для бизнес-структур. Сама такая постановка указывает на чрезвычайную важность и сложность такой научной проблемы, а значит раскрыть тему глубоко в статье или ряде статей удастся частично. И поэтому, в этой статье мне хочется только приоткрыть завесу тайны, вызвать неспокойное отношение твое, мой дорогой читатель, к теме времени (заразить всех ТМ-бациллой по методу Г.А., описанно в его замечательной книге «Тайм-драйв. Как жить и успевать») и привести несколько конкретных «полезностей» для использования и фактов, для размышления.
Например, в Эквадоре несколько лет тому назад развернулась всеобщая борьба за пунктуальность. Согласно журналу «Экономист», опоздания, помимо того что они вызывают неудобства, обходятся Эквадору, по оценкам, в 742 миллиона долларов в год, что составляет 4,3 процента валового внутреннего продукта. «Более половины всех мероприятий начинаются поздно»,— говорится в статье. Борьба за пунктуальность имеет некоторый успех. «Опаздывающих не пускают на встречи,— пишет «Экономист»,— а в одной местной газете ежедневно публикуется список задерживающихся начальников.
Как часто отмечается в книжках по организации жизни, беспорядок - вот, что крадет наше ценное время. Известно, что уход за вещами требует времени: их нужно расставлять, чистить, нужно заботиться об их хранении. Чем больше вещей, тем больше на них уходит времени. В комнате или доме, где много вещей, работа занимает больше времени и сил. Легче работать там, где много места и поверхности незахламлены. К тому же чем больше вещей, тем больше требуется времени, чтобы найти нужную.
Специалисты по уходу за домом говорят, что почти половина затрачиваемого на уборку времени тратится на то, «чтобы расставить, переставить или убрать с прохода разбросанные вещи». Подобное происходит и в других областях жизни. Поэтому, если ты желаешь более плодотворно использовать свое время, обрати внимание на обстановку вокруг себя. Есть ли у тебя вещи, которые мешают тебе свободно передвигаться, и, что хуже всего, отнимают у тебя время? Если ты находишь у себя такие вещи, то постарайтесь сократить их число до минимума, до минамального минимума.
Избавиться от беспорядка бывает непросто. Выкинуть дорогие сердцу, но ненужные вещи может быть очень трудно — для кого-то это как потерять хорошего друга. Как же тогда решить, стоит оставить вещь или избавиться от нее? Некоторые применяют «правило одного года»: если ты не пользовались вещью год, избавься от нее. А если это сделать пока трудно, то положи ее в кладовку, гараж, чулан еще на года. В следующий раз, увидев, что она лежит без дела два года, расстаться с ней будет легче. Так или иначе, цель в том, чтобы уменьшить количество вещей и покончить с беспорядком, чтобы более эффективно пользоваться своим временем.
Время у нас могут отнимать не только вещи. Человек может загрузить себя таким количеством занятий, что ему трудно будет сохранять уравновешенность и уделять время самым важным делам. Ты постоянно пытаешься найти время на все, что, как тебе кажется, надо успеть сделать,— на работу, дом, машину, хобби, поездки, спорт, гостей и множество других дел? Если да, то, возможно, пришло время подумать, как избавиться от того, что, с точки зрения самого важного, совсем даже неважно.
Если ты жаждешь (а я уверен, что ты такой уже есть или им становишься) высвободить больше времени в своем графике, стоит определиться, ради чего. Это легче сделать, если иметь ясное представление о своих жизненных ценностях, а также целях и действиях, необходимых для их достижения.
Для начала неплохо определить свои ценности. Например, включи медитативную музыку и попробуй за 20 минут записать то, что придет на ум как твои ценности. Может быть, это бизнес, семья, друзья, любимая работа, образование, счастье и успех в жизни, привлекательная внешность, деньги, доброта, духовное развитие, физическое здоровье, секс или отношения с людьми. Затем спроси себя: что самое главное дляменя?
Теперь подумай о целях, которые ты хотел бы достигнуть в жизни. Как же их разделить? А в чем же разница между ценностями и целями? Все просто: ценности — это нечто постоянное, тогда как к цели человек стремится лишь до тех пор, пока она не будет достигнута.
Какие цели ставишь перед собой ты? Проводить больше времени с семьей? Найти более подходящую работу? Лучше овладеть любимым хобби или освоить новое? Развить какое-то качество личности? Поехать в отпуск? Прочитать книгу? А, может, написать книгу? Или написать статью? Создать бизнес на инфопродуктах? Обучиться полезному навыку? Посетить авторский мастер-класс или семинар? Для кого-то находкой, дающей до 2–х часов дополнительного времени в сутках, было обучиться «Скорочтению для Скоромышления» на нашем тренинговом курсе.
Затем реши, какие из этих целей для тебя самые важные. При этом не забудь, что они должны соответствовать твоим глубинным ценностям.
А теперь подумай, какиедействияпомогут тебе достигнуть каждую из поставленных целей. Так, если твоя цель — похудеть, возможно, тебе помогут физические упражнения и, как говорила актриса Людмила Гурченко, правило перед сном «жрать на одно ведро меньше».
Есть еще одно известное выражение: «Время не ждет». Время, подобно потоку воды, неумолимо движется вперед. Его невозможно повернуть вспять или накопить — если оно уходит, то уходит навсегда. Но, следуя мудрым принципам и предпринимая некоторые практические шаги, можно эффективно использовать время на то, что «более важно» для твоего благополучия и успеха.
Не откладывай на потом важное. В известной пословице говорится: никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Однако некоторые переделывают ее, говоря: никогда не откладывай на завтра то, что можно отложить на неделю. Когда нужно браться за трудное дело, кто-то находит легкий выход, откладывая все на потом. Он делает это умышленно, часто, и это входит у него в привычку. Когда время начинает поджимать, он находит спасение в том, что снова откладывает выполнение задания и наслаждается «высвободившимся» временем, пока несделанное дело снова не напоминает о себе, вызывая еще больший стресс.
Порой наше физическое и эмоциональное состояние требует, чтобы мы на время отложили какое-то дело или даже все дела. Также каждому нужно периодически отвлекаться от повседневных забот. Такие передышки-перерывчики очень даже полезны. Но привычка откладывать все на потом — это совсем другое, обычно она приносит больше вреда, чем пользы.
Читай пятую статью из нашей серии «Рычагов личной эффективности»
«5 простых методов где себе времени взять»
Андрей Сподин,
автор тренингового курса «Скорочтение для Скоромышления»,
сертифицированный коуч, бизнес-тренер, СЕО
www.inten.ua
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Виробництво, промисловiсть Саморозвиток