Системное обучение - одна из составляющих успешного бизнеса

Системное обучение - одна из составляющих успешного бизнеса

О важности системного подхода к планированию бизнеса, а с ним и поддержанию квалификации и навыков сотрудников на нужном компании уровне мы говорим с Зоряной Головатой, признанным экспертом на рынке бизнес-образования в Украине.

Зоряна Ивановна, как, по Вашему мнению, следует строить систему обучения в компании?
Любой учебный процесс должен быть связан с другими бизнес-процессами в компании. После прописания ключевых целей организации на заданный период времени, проводится анализ потребности в обучении, т.е. определяется какие квалификации, навыки и мотивационные составляющие нужно развить в сотрудниках компании, чтобы они своей работой привели компанию к поставленным целям.
После этого разрабатываются конкретные цели и задачи обучения по приоритетным направлениям деятельности компании, а затем временной план обучения. Обычно осуществляется годовое планирование с поквартальной разбивкой.

Как нужно выстраивать функцию обучения в организации?
Обычно функция обучения вменяется в обязанности структурного подразделения, занимающего управлением трудовыми ресурсами. Для правильного построение учебного процесса четко прописывается функция обучения в организации и правила формирования политики обучения, которая должна быть направлена на развитие и мотивацию персонала. Также необходимо создать систему и процедуры, которые позволят поддерживать результаты, достигнутые во время обучения.

Какую систему обучения можно считать эффективной?
Давайте вспомним, в чем состоит цель обучения по отношению к работе? Развить способности сотрудника, так чтобы они удовлетворяли текущие и будущие ресурсные потребности как самого сотрудника, так и организации. Задачу можно решать двумя способами - реактивным и проактивным методом.
Реактивное обучение ставит своей целью устранение возникших проблем. Например, таких как низкое качество конкретного продукта или деятельности. Если данные проблемы могут быть решены за счет повышения квалификации сотрудников, то используется реактивное обучение как реакция на конкретную проблему. В этом случае, решение об обучении может быть довольно простым - выяснить указанные недостатки, а затем их устранить. Данный подход к обучению должен занимать всего лишь 25-30% от всех проводимых обучающих мероприятий. Если этот показатель выше, то, скорее всего, обучение не носит системных характер (не совсем хорошо построена система обучения) и организации приходится проводить тренинги, которые решают точечные вопросы.
В свою очередь, проактивное обучение направлено на предупреждение проблем и возможно лишь при систематическом подходе к обучению. В этом случае, усилия направлены на сведение к минимуму самой возможности возникновения проблемы, а не последствий от нее.
В таком случае, система обучения работает на опережение и довольно хорошо отображает политику бизнеса компании и развивает «нужный» для этой цели персонал.

Что такое обучающая организация?
Существует несколько трактований данного понятия. По моему мнению наиболее точным является определение Гарвина:
Обучающейся является организация, которая обладает навыками создания, приобретения и передачи знаний, а также модификации своего поведения, отражающей новые знания и идеи.
Это определение представляет интерес по ряду причин. Во-первых, оно сфокусировано на «поведении». Во-вторых, оно выделяет обучение как один их главных «навыков» организации. В-третьих, оно определяет «передачу знаний» внутри организации как одну из составляющих обучения. Таким образом, в определении заложены основные принципы, на которые следует обращать внимание при построении системы преобразования индивидуального обучения в организационное.

Какой совет Вы бы дали специалистам, ответственным за обучение?
Если вы хотите уменьшить затраты на проведение контроля или чтобы обучение было хорошим мотивирующим фактором для персонала, то система обучения должна отображать все три уровня организации: стратегический, системный и индивидуальный. Именно такое построение политики обучения будет служить основой для построения результативной политики обучения, и в будущем, «обучающей организации».

Интервью подготовлено Татьяной Ефремовой.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI