Презентации Стива Джобса Часть третья. Все гениальное – просто

Презентации Стива Джобса  Часть третья. Все гениальное – просто

Эта статья была написала год назад, была третьей в цикле материалов, посвященных мастерству проведения презентаций основателя и идейного вдохновителя корпорации «Apple Inc.». Но сегодня мы ее публикуем по весьма печальному поводу

Теперь уже трудно сказать, сколько бы потеряла корпорация «Apple Inc.» в плане имиджа и в денежном выражении, если бы презентации ее IT-новинок проводил не генеральный директор Стив Джобс, а кто-то другой...

Кому же еще, как не как ему, Джобсу, представлять новейшую продукцию«Apple»!

В восьмидесятых годах он прошел путь от любимца публики, сверхбогатого молодого «IT-плейбоя» до изгоя, от которого отвернулись даже партнеры. «Плохо воспитанный простой и грубый мальчишка с банковским счетом в двести миллионов долларов» – так говорили о нем в то время даже лучшие приятели.Сместив Стива с высокого поста, вчерашние соратники вынудили его доказывать в суде свою невиновность относительно кражи конфиденциальной информации. А Стив, не зная, к чему приложить усилия, и пытаясь смягчить душевную боль вследствие потери любимой работы, то обращался к НАСА за разрешением слетать в космос на«Челленджере», то нанималконсалтинговую фирму, чтобы она помогла ему найти сделать имя на политическом Олимпе...

В девяностых годах Джобс, задействовав недюжинную энергию, сильный характер и талант новатора,восстанавливает свою репутацию. Его берут на должность исполнительного директора корпорации «AppleInc.». Один только он знает цену такому «восстановлению» – ведь Стив был одним из основателей этой компании.

А в двухтысячных Стив Джобс напряженно и вдохновенно работает, но его ожидают новые потрясения. Трагический приговор врачей – «рак»,советы привести на всякий случай дела в порядок... Джобс проходит и через это. Чуть окрепнув после операции, он вновь начинает проводить презентации революционных продуктов своей фирмы. Перед многомиллионной аудиторией!

Человек-бренд Стив Джобс делает брендом все, к чему прикасается. Он не просто «говорящая голова», озвучивающая слайды (как некоторые наши отечественные горе-презентаторы, основной задачей которых является просто проговаривание написанного). Уже сам выход его на публику – знаменательное событие в мире компьютерных технологий. И лучшего варианта для акционеров«AppleInc.» просто не найти– одно имя Джобса стоит дорого, а как презентатор он увеличивает стоимость всего, что демонстрирует и о чем говорит.

Как вообще можно относиться к мультимиллионеру, который, входя в «Топ-200» самых богатых людей мира и имея возможность приглашать известнейших специалистов, проводит презентации продуктов своей корпорации сам (о том, как нелегко выступать перед людьми, знает наверное каждый школьник)? Но немногие знают о том, что год назад Джобс перенес очередную сложную операцию – ему пересадили донорскую печень, а он, забыв о покое и отдыхе, вновь и вновь выходит на сцену.

Какие же приемы чаще всего использует этот пионер компьютерного рынка, выступая с презентациями? Чем покоряет он умы и сердца такой далеко не легковерной публики, как потребители IT-новинок? Ведь ничего сверхъестественного Джобс на сцене не делает. Присмотримся же повнимательнее...

Просто технологии

Он приходит в зал, где играет любимый многимиджаз. Просит прощения за то, что не все смогли поместиться в этом зале, и затем как бы между прочим сообщает, что билеты на его презентацию были распроданы уже неделю назад...

Как должны чувствовать себя присутствующие, понимая, что они счастливчики, раз находятся здесь? Звучит информация о том, что жители 57 стран мира имеют возможность видеть происходящее только на экранах, а не воочию (к слову, билет на такие мероприятия стоит недешево –цены называют разные, но обычно это примерно полторы-две тысячи «зеленых»). Конечно, сидящие в зале «баловни судьбы» с первых минут презентации будут внимательно слушать оратора - с благодарностью в душе за такой подарок... Умело подобранная музыка, широкая реклама, дефицит билетов, трансляция на многие страны мира современные технологии ведения успешных бизнес-презентаций организаторами мероприятия уже задействованы!

Обычно великий Стив Джобс одет как рядовой программист, –джинсы и водолазка, никаких костюмов и галстуков! Да, возможно, Джобсу так удобнее, но если учесть, что он тщательно готовится ко всем публичным выступлениям и имеет многолетний опыт их проведения, то... Ну не бывает ничего «просто так» у презентаторов уровня Джобса! И подбор одежды«мы схожи с тобой почти как братья, поэтому ты мне поверишь...» – тоже работает на результативность его выступления.

Сначала нужно произвести впечатление на публику –и Джобс прекрасно с этим справляется. Его коронный прием – с ходу удивить присутствующих в зале статистикой продаж продуктов компании или покорить их завораживающей фразой. Вот типичные примеры начала речи.

Пример первый. Прием «Убеждающие цифры»

«Более двух миллионов продано... Один «Apple-iPad» продается каждые три секунды. Это невероятный успех! ...Инновационный продукт, который меняет весь Интернет и электронную почту... «iPad» можно купить в десяти странах. Пресса писала... (звучат хвалебные отзывы об «iPad»)».

Обратите внимание на использование здесь приема «Игра цифрами – метод деления»: «более двух миллионов продано» – это мало о чем говорит тем, кто не является продавцом «iPad», а вот слова «продается каждые три секунды» поражают любого слушателя.

Пример второй. Прием «Впечатляющее высказывание»

«Сегодня нечто витает в воздухе» – такими словами начал Джобс выступление, посвященное презентации ультратонкого ноутбука «MacBook Air» («аir» с переводе с английского означает «воздух»).

Коллеги из «Apple Inc.» утверждают, что Джобс многократно репетирует презентации вслух, иногда часами продумывая первые фразы своего выступления. Любителям говорить экспромтом есть о чем поразмыслить, если они стремятся прогнозировать хороший результат.

Еще один прием Джобса – проговаривать основную идею презентации (иногда ее называют «ключевым сообщением», «основным месседжем», «хедлайном» и т. п.) неоднократно в разных вариантах и обязательно упомянуть о ней в конце выступления. Зачем? А затем, что он прекрасно осведомлен относительно принципов восприятия информации – в повторенное не единожды верится больше. Это как в рекламе: скажи несколько раз, что жвачка приносит пользу, – и обязательно найдутся те, кто этому поверит, а значит, и купит ее. К примеру, Джобс не только скажет о том, что рекламируемый им ноутбук «сверхтонкий», «удивительный» и «изящный», он еще и на глазах у восхищенной публики вытащит такой компьютер из обычного офисного конверта! И не раз сам его продемонстрирует либо покажет фото или видеоролик с изображением этого ноутбука на экране. Таким образом, смысл сказанного будет многократно продублирован повторяющимся визуальным рядом.

Вообще Стива Джобса любят слушать, поскольку он излагает информацию предельно просто. Да, он весьма доступно расскажет десяткам тысяч людей о самых серьезных разработках корпорации. Произнося «Второе, о чем я хочу сегодня упомянуть», Стив показывает слайд… с изображением цифры два. Все, больше на этом слайде ничего нет! Но слушатели разных континентов вне зависимости от образования и культурного уровня легко понимают, что оратор приступает к следующей части своей презентации. А если понимают, то и быстрей запоминают услышанную информацию.

Слайды Джобса тоже просты и наглядны. Текста минимум – чаще всего на слайде лишь два-три слова, зато там есть крупные фотографии или рисунки. Размер букв таков, что даже ребенок без труда все прочтет. Очевидно, принимается в расчет и то, что на мероприятиях Стива присутствует множество зрителей и им должно быть хорошо все видно. Предложения предельно лаконичны, никаких долгих перечней, равно как и сложных графиков, на слайдах нет. Оратор сам все необходимое расскажет и покажет. Это у наших соотечественников что ни слайд, так текста чуть ли не на статью, два-три сложных графика либо длиннющий отрывок из нормативного документа НБУ... Интересно, что испытывают слушатели, когда на них направлена такая «информационная атака»?

Пионер компьютерной эры Стив Джобс любит шутить. Его юмор точен и понятен каждому. К примеру, на одной из презентаций он с улыбкой заметил мимоходом: «Источник питания крепится к ноутбуку... так что, если вы споткнетесь о провод, ноутбук не отправится в полет». Другая фраза, сказанная им в июне 2010-го: «Поскольку при этой демонстрации нет необходимости в подключении к Интернету, все должно получиться». И люди смеются.

Но смех Джобса может быть и другим – резким и саркастичным. Пресса до сих пор с восторгом цитирует финальные слова речи, которую он произнес на суде почти четверть века назад: «Когда кто-то публично называет вас вором, на это необходимо реагировать. Я очень удивлен, что компания «Apple» подала против меня судебный иск. Мы провели целую неделю в переговорах с юристами компании, пытаясь убедить их, что не намерены использовать конфиденциальную информацию «Apple» или ее запатентованные технологии... Мы не желаем, чтобы нас втягивали в судебный процесс, основанный на беспочвенных обвинениях. Мы просто хотим открыть свою компанию и создать что-то новое. Трудно представить себе, что компания стоимостью в два миллиарда долларов и с персоналом численностью более 4 300 человек не сможет конкурировать с командой из шести человек в синих джинсах».

Кстати, еще один немаловажный момент в презентациях: этот «человек в синих джинсах» не боится признавать ошибки свои собственные и коллег. Так было и совсем недавно, в июне 2010 года. Да, несовершенен этот «умный мобильный», «глючит», нужно дорабатывать данную модель. Но ведь это так классно – новейший смартфон! Не беда, что в ходе презентации новинки Стиву Джобсу несколько раз не удается воспроизвести на экране страницу нью-йоркской газеты. Подумаешь, не работает! Нисколько не смущаясь, а напротив, слегка улыбаясь, Стив, как ни в чем не бывало, ведет мероприятие дальше...

Это новички презентаций сгорают от стыда, если что-то не так, мастера же толькошутят по такому поводу. А Джобс... Он может начать свое следующее выступление (чуть поздней, в июле нынешнего года) словами:«Мы несовершенны, несовершенны и телефоны. Мыпросто хотим сделать всех наших пользователей счастливыми». Кого не подкупит такая искренность? (Для новичков ораторского мастерства отметим, что подобное признание у ораторов столь высокого уровня – продуманная «домашняя заготовка», а отнюдь не внезапный душевный экстаз).

А еще Джобс – мастер интриг. Как утверждают люди, хорошо его знающие, Стив плетет многочисленные интриги не только на сцене. Но именно перед публикой он интригует неподражаемо и впечатляюще – для пользы дела. В 2007 году Джобс так преподнес очередное свое детище: «Сегодня мы представляем три революционных продукта. Первый – это широкоэкранный «iPod». Второй – революционный мобильный телефон. И третий – качественно новое устройство для выхода в интернет. …«iPod», телефон, интернет-коммуникатор…«iPod», телефон, вы понимаете? Это не три устройства. Это всего одно устройство!» Аудитория разразилась овациями – столь неожиданно было его выступление.

Эксперты по бизнес-презентациям постоянно подмечают, что Джобс охотно «делит сцену» с самыми авторитетными и интересными для публики специалистами. Нередко приглашает даже эпатажных персон. Мы уже упоминали о том, как на одной из презентации Джобса выступал скромный и мало кому тогда известный очкарик Билл по фамилии Гейтс. Очевидно одно: приглашая «гостей в студию», Джобс заранее просчитывает эффективность такого шага.

Стив Джобс любит приглашать на презентации разработчиков IT-новинок, непременно чествуя их на своих мероприятиях. «А теперь поприветствуем тех, кто принимал участие в создании данной модели...» – после такого призыва раздаются аплодисменты и несколько человек (а то и десятка два) вскакивают со своих мест, не скрывая радостных чувств. Обратите внимание (это можно увидеть на многочисленных роликах в Интернете), что упомянутые коллеги Стива, как правило, не сидят в одном месте – они рассредоточены по всему залу. Несложно догадаться, что такие «подсадные утки» задают нужный тон всему мероприятию, умело создавая определенный эмоциональный фон и побуждая других зрителей смеяться, удивляться, восторгаться... Словом, все в соответствии со сценарием презентации Стива. Потратив тысячи и даже миллионы на новые разработки, станет ли он пренебрегать такими «деталями», как «свои люди в зале»?

И главное: Джобс продает то, что любит, и преподносит это, как сказку, подчеркивая всевозможные выгоды очередного творения своей корпорации. Говоря о телефонах или, компьютерах или плейерах, он предлагает людям счастье и свободу, дружбу и любовь, мир и прекрасное будущее. Прислушайтесь к фразам: «Это новый способ общения с миром», «Лучший способ доставки нашим клиентам и вашим друзьям…», «Вы можете без трудапрослушатьклассическую рок-музыку в исполнении «Queen» и «Rolling Stones» и т. п.

Так говорит и так продает свои разработки фанатически преданный своей мечте человек, ставший живой легендой. Судя по результатам, опыту Джобса можно верить. Может, и вам стоит воспользоваться его приемами проведения бизнес-презентаций? Для такого же очевидного успеха.

Наталия Лозийчук, директор, Тренинг-центр «СПИКЕР», (журнал Я-ПЕРШИЙ, сентябрь 2010)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії IT, програмування, розробка Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами