Консультации в сети – кому и зачем?
Психотерапия в сети – в настоящее время дело весьма распространенное…Поле Интернета объединяет необъединяемое и дает нам много возможностей встречаться. В безопасном формате. С теми, кто совсем рядом. С теми, кто очень далеко.
Психотерапия в сети – в настоящее время дело весьма распространенное…Поле Интернета объединяет необъединяемое и дает нам много возможностей встречаться. В безопасном формате. С теми, кто совсем рядом. С теми, кто очень далеко.
Встреча клиента с терапевтом в сети – особый жанр. Он имеет свои преимущества и недостатки. Вот об этом хочу с вами поговорить…
В реальной жизни у встречи клиента и терапевта есть несколько условий, которые одновременно являются и ресурсами и ограничениями их контакта:
1. Надо найти для встречи реальное место
2. Клиенту невозможно сохранить полную конфиденциальность перед терапевтом – он приходит на встречу, терапевт его видит, слушает, ощущает
3. Другим людям легче узнать, что человек ходит на психотерапию – особенно в маленьких городах, где «все у всех» на виду
4. Клиент должен выбирать себе терапевта из тех, кто живет и работает в его среде обитания – городе или другом населенном пункте
5. Терапевтическому контакту очень помогают взаимное визуальное и аудио – восприятие друг друга – телесные позы, жесты, мимика, тембр голоса, паузы и ускорения речи, ритм дыхания.
Терапия обменом письмами в поле Интернета дает следующие «бонусы» и ограничения в этом контакте:
1. Можно выйти «на связь», находясь в комфортной и безопасной привычной обстановке
2. Можно сохранять полную конфиденциальность перед терапевтом, если это является одной из важных меток безопасности контакта для клиента
3. Можно утаить от своего даже самого близкого окружения, что обратился за психотерапевтической поддержкой
4. Можешь выбирать себе терапевта из любого города или страны – тут ограничением может стать только незнание языка или стоимость услуг
5. Терапевтический контакт происходит только на вербальном, и, следовательно, обедненном знаковом уровне и возникает
б. Большая, чем в реальности, вероятность попасть и долго находиться в плену собственных проекций.
Я консультирую через обмен письмами в сети уже около двух лет. По своему опыту могу сказать следующее:
1. Когда клиент решает письменно оформить свой запрос, или описать актуальную для себя проблему, он проделывает для себя большую и важную работу. Он выплескивает свои внутренние переживания «на бумагу». Это дает ему мощный ресурс увидеть свое переживание и проблему «как бы» со стороны. В терапии эта возможность ВСЕГДА является мощной «подвижкой» в работе над собой. Таким образом, еще до терапевтического ответа, клиент «облегчает» свое переживание.
2. Формат письма обычно оговаривается рабочим контрактом и равен или меньше 2 страниц 12-м шрифтом. Такое ограничение тоже вполне ресурсно для клиента, т.к. подразумевает определенную работу по структурированию мыслей и эмоций, вызванных аффективно заряженной ситуацией.
3. Терапевт, читая полученный материал, определяет, на чем в настоящий момент сфокусировано переживание клиента. И, опираясь на свой жизненный и профессиональный опыт, в большой мере «принимает» его переживания. Часто для облегчения боли принятие значимым Другим твоего страдания и эмоций становится большой поддержкой и облегчением твоей «ноши».
4. Первая стадия работы может быть направлена на диагностику привычных ценностей и жизненных сценариев клиента. Отвечая на вопросы терапевта, клиент производит «инвентаризацию» своего жизненного опыта. Такая работа всегда по итогу продуктивна. Осмысление событийного ряда из точки «здесь и сейчас» - путь к повышению осознанности своих привычных мыслей – чувств – поступков – реакций, первое приближение к корректировке восприятия своей реальности.
5. В своих ответах терапевт пытается обратить внимание клиента на те личные и общечеловеческие возможности и ресурсы, которые в настоящий момент для клиента закрыты.
6. Таким образом, у клиента появляется возможность встретиться с новым опытом в обстановке поддерживающего человеческого и терапевтического контакта. Такая встреча расширяет возможности восприятия своей реальности. Подтверждает ценности индивидуальности. Дает опору «здесь и сейчас». «Оживляет» картину мира. Что и является ресурсом для желаемых изменений и личностного роста клиента.
7. Для работы с проблемой в поле Интернета желательно обменяться как минимум 7-9 письмами. В этом случае терапевт может задать вопросы, а клиент, опираясь на свой опыт и присматриваясь к опыту терапевта, может попытаться на них ответить – прежде всего, для самого себя.
8. Этот жанр более четко структурирован и «предопределен», чем терапия в реальности. С одной стороны, это требует от терапевта большой чувствительности и осторожности в выборе возможных направлений исследования проблематики и жизненного сценария клиента. С другой стороны – особенно в работе с проблемами зависимостей – дает клиенту много структуры и возможностей на первых этапах терапии опираться на терапевта.
9. Как и любая работа во взрослом мире, терапия в сети должна оплачиваться клиентом. Это помогает держать границу терапевтического взаимодействия. Включает в работу взрослые ресурсы клиента. Гарантирует полную конфиденциальность рабочего взаимодействия. Избавляет клиента от ощущения, что он «грузит» кого-то своей проблематикой. И дает терапевту возможность поддерживать комфортный для него уровень жизни, чтобы работать полноценно в интересах клиента* .
Терапевтическая встреча в режиме реального времени – консультация по ICQ – имеет ряд своих преимуществ. Поскольку работа проходит в режиме диалога, появляется бОльшая возможность спонтанности в определении и выборе фигур и направлений обсуждения. Также появляется возможность исследовать паузы и остановки в общении. Речь в диалоге, как правило, менее продуманная и структурированная, чем в письме, что позволяет больше встречаться с эмоциями клиента.
Очень интересный, но пока мало – освоенный мною, формат групповой терапевтической работы в поле интернета. Для этого выделяется часть форума под паролем, который дается только членам группы. В определенное время, обычно раз в неделю, группа собирается и работает полтора – два часа реального времени. Как и любая групповая работа, такое взаимодействие отчасти проясняет способы представления себя в социуме, способы взаимодействия с Другими, дает возможность коллективного обсуждения своего и чужого «наболевшего».
По моим ощущениям, роль ведущего в этом формате должна быть гораздо более четко структурирована, чем в реале. Интернет в степень больше, чем реальность, располагает к общению со своими проекциями. Поэтому работа терапевта должна быть постоянно сфокусирована на прояснении и дифференциации своих реакций и материала от участников группы.
На мой сегодняшний взгляд, для групповой работы в сети гораздо более безопасными являются обучающие и тренинговые программы, с четко заданной структурой взаимодействия участников. Групповую же терапию все-таки лучше проводить в реале…Хотя вполне вероятно, что мое сегодняшнее мнение грешит недостатком именно моего опыта работы в этом жанре
Еще об одном хочу сказать – на мой взгляд, интернет – консультирование может стать таким…мягким и безопасным входом в профессию психотерапевта. Начало любой новой деятельности всегда сопровождается повышением тревоги. А психотерапия – когда я работаю собой, опираюсь на себя, использую свои соображения – чувства как основной инструмент – значительно умножает эти тревоги. А здесь и дистанция между терапевтом и клиентом, и возможность в любой момент провести «ревизию» материалов терапии, и опора, прежде всего, на когнитивные ресурсы может стать хорошей поддержкой. Кстати о получении профессиональной поддержки в сети – а именно о супервизии.
В сети, как и в реале, основной задачей супервизии является помощь терапевту справится со своими сегодняшними личными и профессиональными ограничениями. В безоценочном, поддерживающем ключе.
Я участвовала в групповой супервизорской программе по работе с письмами клиентов. Это ценный опыт. Хочу привести пример. Клиентка написала о том, что она родила ребенка и под давлением обстоятельств оставила его в роддоме. Письмо было наполнено стыдом и болью. Как можно в такой ситуации поддержать человека? Когда сама – из своей материнской части – имеешь вполне определенное отношение к этому поступку? На супервизорской группе мы предложили такой вариант ответа: она дала своему ребенку жизнь.
Самый главный выбор она сделала именно тогда, когда отказалась его абортировать. И оставив ребенка в роддоме, она дала ему шанс быть усыновленным в семью, в которой его примут, как родного. Надеюсь, что клиентка смогла эту поддержку взять… Еще пара бонусов супервизии в сети – ты по возможности четко формулируешь свой запрос. Излагаешь его «на бумаге». А это – как и в случае с запросом клиента – ценная работа на осознавание. И супервизора можно выбирать без «привязки к местности» своего или его проживания…Что значительно расширяет возможности получения профессиональной помощи.
Как выбирать себе терапевта в Интернете? Зайдите на личную страничку терапевта. Вглядитесь в его фотографию. Почитайте опубликованный на его сайте архив консультаций. Если на терапевтическом ресурсе есть форум – почитайте, как он высказывается, на чем фокусируется, какие темы избегает. И прислушайтесь к себе – этому человеку вы могли бы довериться?
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Продажі, кол центр, робота з клієнтами