Дайте ему проявиться, и он станет лидером Вашей компании

Современную экономику часто называют экономикой знания, и каждый понимает под этим нечто свое. Кто-то считает, что вести бизнес, основанный на знаниях, — значит учить сотрудников, посылать их в бизнес - школы.

Современную экономику часто называют экономикой знания, и каждый понимает под этим нечто свое. Кто-то считает, что вести бизнес, основанный на знаниях, — значит учить сотрудников, посылать их в бизнес - школы. Кто-то полагает себя агентом экономики знаний, если использует информационные технологии — создает корпоративные блоги и внедряет ERP. Кто-то тщательно собирает и штудирует информацию о конкурентах.

На самом деле знание в бизнесе — это все перечисленное и гораздо больше того. Оно многослойно, причем с точки зрения конкурентоспособности фирмы эти слои неравноценны. Наибольшее значение имеет то знание, которое содержится в голове у сотрудника. Оно уникально, его не найдут в Интернете конкуренты компании. Использование и преумножение такого знания можно поставить на постоянную основу наравне с базовыми бизнес-процессами компании. Но, безусловно, этот бизнес-процесс весьма специфичен.

 

Эволюция ценности знания

В индустриальную эпоху знание в виде продукта и технологии было у одной компании и отсутствовало у другой, обеспечивая первой конкурентные преимущества. Но скоро стало понятно, что продукты и технологии не способны защитить фирму от конкурентов на открытых рынках. Знание в этом случае легко купить, даже если товар защищен патентами.
Тогда на первом месте оказалось знание о том, где достать деньги и как это сделать наиболее дешевым и быстрым способом. Компании, знающие, как удачно разместить акции на биржах, как договориться со стратегическим инвестором, получали доступ к большим финансовым ресурсам и становились международными корпорациями, лидерами на своих рынках. Правда, к концу ХХ века финансовые инструменты были уже достаточно хорошо проработаны, в большой степени стандартизованы и знание о доступе к финансам перестало быть уникальным.

К тому же экономическая глобализация привела к резкому усилению конкуренции и, что еще более серьезно, конкуренции с компаниями, имеющими доступ к таким ресурсам, которые принципиально отличаются от западных. Например, с китайскими производителями с их необычайно дешевой и при этом производительной рабочей силой, с японскими компаниями, обладающими более эффективными системами управления производством. Экономический ландшафт постоянно меняется, компаниям приходится быстро получать информацию об изменениях и трансформировать ее в новые продукты, услуги, управленческие решения и системы управления.

Естественная скорость такой трансформации (а она задана привычными системами управления), как правило, уже сейчас ниже скорости изменений рыночных требований. Компании стали осознавать ценность эффективных систем получения и переработки информации от клиентов, поставщиков, партнеров, конкурентов, а также систем изучения лучшей бизнес-практики и внедрения лучших решений. Появился интерес к изучению того, какое именно знание представляет особую ценность для компании.

 

Оно ускользает

С точки зрения ценности для компании знания подразделяются на базовое, дифференцирующее и инновационное. Базовое обеспечивает вход на рынок. Это своего рода пакет умений, контактов, информации, технологий, которые необходимы для начала операций. Базовые знания защищают отрасль от новых игроков, обеспечивают функционирование компании на слабоконкурентных и растущих рынках, но не дают никаких конкурентных преимуществ. Компании, которые не побеспокоились о приобретении неких дополнительных знаний, первыми уходят с рынка или покупаются более способными игроками.

Дифференцирующее знание — это наличие у компании ключевых компетенций, которые отличают ее от конкурентов и обеспечивают лояльность клиентов. Наличие дифференцирующих знаний позволяет занять свое место в рыночной нише и удерживать его довольно длительное время. Однако в современном мире сохранить готовые решения в секрете чрезвычайно трудно. Как правило, не удается надолго удержать выгоду от эксклюзивного обладания дифференцирующим знанием, будь то умение предложить наилучшее решение для клиента, способность обеспечить низкую себестоимость работ или что-то другое.

 Инновационное знание обеспечивает лидирующие позиции в зоне своего применения. Это прорывная идея, способная дать конкурентные преимущества надолго, или инновационные технологии, воспроизведение которых потребует от конкурентов значительных финансовых и временных ресурсов. Тем не менее, в данном случае происходит примерно то же, что и в предыдущем: как только знания станут товаром, технологией, будут описаны и документированы, они ускользнут от компании тот же тренинг по маркетингу, без него не куда.
Со временем дифференцирующее знание становится базовым, инновационное — дифференцирующим: конкуренты наступают на пятки. Поэтому основной ценностью для компаний обладают не столько сами знания, сколько способность порождать новое знание.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток