Не искушай меня без нужды
При рассмотрении причин воровства менеджеров решающими оказываются личностные и, как модно теперь говорить, психологические качества. "Я никогда не сталкивался с ситуацией, когда человек пытался бы воровать для того, чтобы выжить
При рассмотрении причин воровства менеджеров решающими оказываются личностные и, как модно теперь говорить, психологические качества. "Я никогда не сталкивался с ситуацией, когда человек пытался бы воровать для того, чтобы выжить, - делится своим опытом адвокат Павленко. - Он всегда делает это, чтобы жить лучше". Подобное наблюдение подтверждают исследования психолога Марины Мелии: "Если человек ориентирован в основном на материальный достаток и ему присущи прагматизм и высокая степень гедонизма, то нужно сразу же насторожиться".
Вряд ли человек пойдет на воровство, зная, что наказание неотвратимо. И здесь многое зависит от владельца компании - насколько серьезно он относится к подбору кадров и контролю за их деятельностью. Марина Мелия рассказывает, как однажды на основании результатов психологического анализа она предупредила владельца компании о том, что он может взять на работу человека, склонного воровать. На что владелец отшутился: "Что ж, придется стоять около него с автоматом". "Но когда в конечном счете этот человек попался на финансовых махинациях, - говорит Мелия, - то мой клиент грустно сказал: "Пока я перезаряжал, он и своровал". Отсюда мораль: какие бы преграды ни выстраивала служба безопасности, управление кадрами или внутренний аудит, склонный к воровству человек всегда будет искать возможность поживиться. Поэтому, чтобы не искушать сотрудников, лучше позаботиться о корпоративном контроле.
"Конечно, хотелось бы больше доверять людям. Мы сталкивались со случаями, когда менеджеры при заключении каких-либо сделок брали себе определенные "вознаграждения", - рассказывает Олег Томский, председатель совета директоров "Вимм-Билль-Данна". - Рано или поздно это вскрывается. Мы расстаемся с такими людьми. Но когда мы принимаем кого-то на руководящую работу, то обычно связываемся с их предыдущим работодателем и интересуемся, что это за человек".
В борьбе за "чистоту рядов" первыми бой принимают кадровики. "Я не верю во все эти исключительно психологические штучки. Невозможно, чтобы кто-то с высокой степенью достоверности смог сказать, на что способен человек, - заявляет Валерий Потребич, директор департамента по управлению персоналом группы компаний "Агрос". - Единственное, что эффективно работает - это подробное изучение прошлой трудовой деятельности. Этим у нас обычно занимается служба внутренней экономической безопасности. Причем для выводов необходимо иметь информацию из четырех-пяти источников. Дополнительный вариант - это подразделение, которое может заниматься тестированием кандидата на детекторе лжи. Но это возможно только с согласия человека. В противном случае использование этой технологии незаконно". Дальнейшая профессиональная деятельность сотрудников "Агроса" находится под неусыпным контролем еще нескольких подразделений. В компании работает внутренняя служба аудита. В других компаниях это подразделение может называться департаментом корпоративного контроля или контрольно-ревизионным управлением. В его задачи входит постоянное отслеживание платежей, первичной документации, взаимодействие с поставщиками и клиентами и др. Так как сотрудники этого подразделения являются специалистами в области финансов и предметной (контролируемой) отрасли, то они хорошо разбираются, какие схемы можно "запустить" для воровства. Вторая контролирующая служба - финансовая служба компании, которая время от времени проводит сверки финансовой и бухгалтерской документации. Третья структура - служба внутренней экономической безопасности, где сотрудники занимаются экономической и информационной безопасностью. Совместная деятельность указанных подразделений обеспечивает высокую вероятность отсутствия воровства.
Поколение next
Большинство нынешних бизнесменов вышли из спекулятивного бизнеса - сегодня купил, завтра продал. Их менталитет формировался последние пятнадцать лет. Этим людям сейчас за 40. Когда такому предпринимателю кто-то предлагает "быстрый заработок", то в первую очередь срабатывает его многолетний инстинкт спекулянта. У новой плеяды владельцев компаний, которым сегодня лет 30 - 40, менталитет формировался в иных условиях. Они предпочитают выстраивать свой бизнес на долгие годы.
Александр Добровинский, исходя из своего многолетнего опыта, определил критерии, по которым он отбирает сотрудников в свое адвокатское бюро. "Люди, которым сейчас до 30, менее подвержены воровству, так как надеются рано или поздно построить свою "империю", - рассказывает адвокат. - Люди старшего поколения менее надежны. Лучше брать моложе - у них другая ментальность. Есть каскад вопросов, которые я задаю на собеседовании, чтобы немножко понять человека. Например, что его больше интересует. Человек, который говорит, что деньги его мало интересуют - это не мой персонаж, потому что деньги в любом случае надо зарабатывать, а иначе зачем работать? Человек, который говорит, что хочет что-то фиксированное - тоже не совсем то, что мне нужно. Человек, который хочет сделать имя - это амбициозный человек, это хорошо. Значит, он будет дорожить своей репутацией и не пойдет на дурные поступки".
Действительно, карьерист не может позволить себе испортить свою репутацию. Есть еще одна полезная категория людей - те, для кого на первом месте стоит профессиональная самореализация. "Им важен сам процесс работы, им важно общение с людьми в компании, для них важно иметь принадлежность к определенной организации или конкретному делу, - рассказывает Марина Мелия. - Навряд ли эти люди будут менять такие ценности на какие-то не столь значимые для них вещи".
Конечно, при кадровом голоде на руководящих сотрудников акционерам сложно отказаться от кандидатов, которые по всем характеристикам - кроме моральных норм - отвечают их требованиям. Но здесь-то и кроется "ловушка". Психолог Мелия предлагает бороться за уже существующие кадры на рынке. А адвокат Добровинский советует находить молодые таланты и выращивать их в своих компаниях. Но ничего вечного не бывает. Люди все равно уходят из компании. А значит, уносят с собой накопленный опыт, информацию, связи.
Суд да дело
Далеко не все акционеры компании, в которой вывели на чистую воду проворовавшегося "топа", решаются доводить дело до суда. Принято считать, что подобные инциденты вредят имиджу компании. Дескать, не нужно выносить сор из избы... Хотя такое бездействие можно интерпретировать иначе. "Я считаю, что уголовное дело лучше заводить, несмотря на огласку, - утверждает адвокат Добровинский. - Иначе останутся недомолвки. Ведь если руководитель не заводит уголовное дело, то впоследствии тень может лечь и на его репутацию - в виде подозрения, что и он как-то участвовал в этом деле".
Российское законодательство пока не предлагает предпринимателям внятные схемы защиты от нечистоплотных менеджеров. Но это только пока. Валерий Драганов, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, считает, что "нужно просто воспользоваться опытом западных стран и переложить его на нашу действительность. Безусловно, этот опыт должен вписываться в трудовые законодательные рамки. Мы насчитали до 70 вопросов, которые требуют совершенствования и уточнения. В конце марта мы согласуем конкретный план действий и попытаемся приоритетный перечень проектов вынести на осеннюю сессию".
Возможно, что у российского бизнеса появилась реальная возможность получить законодательство, которое будет защищать акционеров от нечистоплотных сотрудников.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Охорона праці, санітарні норми Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток