Психология ценообразования
Цена является детерминантом количества проданного товара.
Во многих экономических публикациях часто делается допущение, что покупатели всегда являются рациональными и существует некоторая группа покупателей, которым неподвластны эмоции. На самом деле это не так и покупатели потребительских и промышленных товаров бывают крайне иррациональны в принятии решений о покупке.
Но если акт купли-продажи не является рациональным на 100 процентов, тогда что? Исследования показывают, что когда люди делают определенную покупку, они следуют определенной логике. Они ищут пути упрощения принятия решения по данному вопросу и часто следуют ‘правилу указательного пальца’. Естественно, имеется возможность определить модели поведения покупателей в части удовлетворения их потребностей.
Закон спроса предполагает, что цена является основной переменной (детерминантом) количества проданного товара. Кроме того, закон утверждает, что покупатели будут покупать больше по более низким ценам и меньше по более высоким ценам, при условии равенства других переменных. Эти оба утверждения находились бы в покое, если бы на акт купли продажи не влияли бы другие переменные: цены конкурентов, доход (бюджет) покупателя, вкусы и преференции покупателя, ожидания покупателя в части цен и собственного бюджета в будущем, сезонность, усилия по рекламе и т.д.
Кроме того, многочисленные исследования показывают, что кривая спроса в сравнении с ценой имеет более сложную структуру. Покупатель не всегда покупает больше при сбросе цены на определенную пропорцию. Например, он больше покупает при нечетных ценах, чем при четных. При сбросе цены всегда существует порог, за которым не будет существенного увеличения спроса. Все эти примеры говорят о том, что более целесообразно при изучении психологии поведения цены говорить не о точечной цене, а о диапазоне цен.
Особенно часто нарушение закона спроса идет в дорогих сегментах рынка. Покупатели совершают объемы покупок при высоких ценах гораздо больше. Данное явление связано с престижем и усилением собственного имиджа.
Спросите людей о цене повседневных товаров, и они наиболее вероятно дадут Вам ответ. Большинство из них не скажут Вам, ‘я действительно не знаю’, независимо от того, знакомы ли они на практике с этими ценами. Их ответ – индикатор того, сколько они собираются заплатить за данный продукт, или какова, по их мнению, ценность продукта. Когда покупатели идут за покупкой продукта или услуги, они приносят с собой ожидаемую цену. Данная цена в маркетинге определяется как справочная цена, и она определяет объем денежного эквивалента, который покупатель считает справедливым в корреляции с получаемой потребительской стоимостью. Справочная цена иногда может даже ‘не стоять с рядом’ с реальной ценой. Однако она оказывает существенное влияние на принятие решения о покупке и является внутренним стандартом оценки – сравнения других цен. Справочная цена покупателя, как правило, есть комбинация нескольких факторов:
- Цена, уплаченная последний раз (цена, уплаченная последний раз за товар, становится базой сравнения для новых цен).
- Наиболее часто встречаемая цена (покупатель, оценивает свой опыт потребления некоторой группы товаров и выделяет наиболее часто встречаемую цену, как базу сравнения).
- Справедливая цена (некая нормативная цена, которую покупатель должен заплатить).
- Цена любимого бренда.
- Средняя цена аналогичных товаров.
- Абсолютный лимит цен (наиболее высокая цена, исходя из потребности покупателя).
· Ожидаемая цена на данный продукт в будущем.
Однако справочная цена за продукт также находится под влиянием контекста (внешней среды покупки). Например, цена, которую Вы хотите заплатить за бутылку воды может отличаться по своему уровню при ее покупке на футбольной игре, в ресторане, бензоколонке, в гостинице (при доставке ее в номер).
С концепцией справочной цены связан один важный вопрос в системе ценообразования: ‘может ли покупатель точно запомнить цену?’. Исследования показывают, что покупатели в большинстве случаев не держат точную информацию о ценах, т.е. иными словами не всегда знакомы с точной ценой в момент покупки. Однако они хорошо воспринимают ценовые диапазоны и месячные платежи (при покупке дорогостоящих товаров). Это очень важный момент для Вашего ценообразования, ибо запоминание подобных факторов в прямую определяет справочные цены и формирует имидж цена-продукт или услуга в голове покупателя.
Клиенты выходят на рынок не только со справочной ценой. В их голове сидит также ценовой диапазон, определяемый двумя точками. Верхняя точка, это тот предел, за которым цена считается слишком высокой, по сравнению с данной ценностью продукта. Нижняя точка, есть предел, за которым качество товара ставится под подозрение.
Обе указанные концепции тесно связаны с теорией адаптации, которая довольно часто используется при формировании политики ценообразования компании, размещения товаров на дисплее и рекламе цены. Суть теории состоит в том, что покупатель имеет определенный уровень адаптации к цене, определяемы его основной и вспомогательной точкой концентрации внимания на продукте или услуги. Основная точка концентрации – это тот стимул, на который покупатель реагирует впрямую. Вспомогательная точка концентрации, это тот контекст, при котором покупатель воспринимает цену (бюджет, условия покупки, мотивация покупателя, управление персоналом и т.д.).
Еще один аспект психологии ценообразования, соотношение цены качество. В мозгу покупателя, как правило, идет постоянное сравнение этих двух параметров по определенным субъективным шкалам. Сравнение идет по нескольким этапам. Первый этап: ценовые диапазоны по шкале ‘крайне дорогой – слишком дешевый’. Второй этап – рассмотрение шкалы ‘очень хорошее качество – низкое качество’. После категоризации этих шкал, покупатель пытается сопоставить их. Если они могут провести прямую линию (мысленно) между этими категориями, велика вероятность покупки. Если прямая линия не удается, велика вероятность, что покупки не будет.
Нас могут спросить, существуют ли какие-то обобщенные формулы, по которым можно рассчитать оптимальные движения маркетологов в части технологий ценообразования с учетом психологии покупателя. К сожалению таких формул нет, ибо велико количество переменных, учитывающих поведение покупателей при виде цены. На это поведение влияет вид товара, бюджет, внешняя среда и многое, многое другое. Поэтому единственным верным шагом является поддержание статистики изменения объема продаж в зависимости от различных психологических трюков, которые может применять компания при установлении цены.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Project management, управління проектами Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект