Основные этапы и препятствия на пути разрешения конфликта
Эта статья может быть полезной для руководителей высшего и среднего звена, менеджеров по персоналу и специалистов, профессионально занимающихся разрешением конфликтов в организации.
Эта статья может быть полезной для руководителей высшего и среднего звена, менеджеров по персоналу и специалистов, профессионально занимающихся разрешением конфликтов в организации.
В данной статье кратко описываются основные этапы и методы стратегии разрешения конфликта, изложенные в книге А.Редлиха и Е.Миронова «Модерация конфликтов в организации».
В книге А.Редлиха и Е.Миронова процесс преодоления конфликта представлен как путешествие через неизведанную местность, полную препятствий и опасностей. Участники конфликта могут пройти этот путь лишь с помощью опытного проводника – модератора конфликта, который знает основные этапы пути, подстерегающие трудности и методы их преодоления.
Основные этапы и препятствия на пути разрешения конфликта.
При преодолении любого сложного конфликта неизбежно приходится проходить шесть основных этапов и преодолевать шесть основных препятствий:
1. Туман ложных представлений.
2. Пустыню фасадов.
3. Болото неясных целей.
4. Заросли аргументов.
5. Горы упрямства.
6. Равнину бездействия.
В чем состоят эти препятствия и как пройти этот путь?
Препятствие 1. Туман ложных представлений.
В чём заключается препятствие:
В роли заказчиков могут выступать топ-менеджеры компании, руководители подразделений или их сотрудники. У каждого участника модерации есть свои представления о процессе и о результате модерации:
- Сотрудники часто ждут, что модератор научит других участников конфликта («но не меня») вести себя более доброжелательно, более открыто, честно и конструктивно – как угодно, но обязательно лучше, чем прежде.
- Руководитель рассчитывает на то, что модерация избавит его от необходимости выполнять неприятную для него задачу – прямо сказать участникам конфликта, что именно они должны изменить в своём поведении, либо вести с ними долгие и неприятные беседы в поисках непонятного результата.
- Вышестоящее начальство ожидает более высоких результатов работы подразделения и отсутствия жалоб со стороны сотрудников.
Все эти представления часто довольно расплывчаты и нереалистичны. Туман ложных представлений о модерации нужно рассеять. На первом этапе необходимо сформировать конкретные и реалистичные ожидания от модерации конфликта, по крайней мере, у ее заказчика.
Что делать:
1. Прояснить и согласовать с заказчиком представления о процессе и возможных результатах модерации.
2. Вместе с заказчиком сформулировать заказ на модерацию:
- согласовать цели и ожидаемые результаты модерации (задать направление);
- определить функции модератора и функции участников конфликта (зафиксировать роли);
- договориться о времени, месте, объёме и стоимости модерации (определить условия и рамки).
3. Задать вопрос заказчику: «По каким признакам Вы могли бы оценить или понять, что модерация прошла успешно?» (определить критерии успешности модерации).
Результат первого этапа:
Понимание исходной ситуации, цели и ожидаемый результат модерации, роли и рамки модерации; чётко и конкретно описанные критерии успешности модерации.
Препятствие 2. Пустыня фасадов.
В чём заключается препятствие:
Участники группы, в которой проходит модерация, часто ведут себя осторожно, отстранённо, закрыто. Это связано с тем, что возникает естественное недоверие и настороженность относительно постороннего человека – модератора. В такой ситуации контакт между участниками и модератором проблематичен: участники будут много говорить и мало чувствовать – «забалтывать ситуацию». Участники «засушивают» ситуацию, скрывая истинные эмоции и создавая пустыню рациональности, пряча чувства за «фасадами» слов. Контакт не состоится, правда останется невысказанной, обсуждение станет формальным.
Что делать:
- Тщательно выстроить контакт с каждым членом группы и наладить конструктивные рабочие взаимоотношения между всеми участниками.
- Модератору важно продемонстрировать модель открытой коммуникации, честно выражая свои опасения, ожидания и интерес к каждому участнику.
Результат второго этапа:
Установлен межличностный контакт и сформированы доверительные отношения между участниками модерации и модератором.
Препятствие 3. Болото неясных целей.
В чём заключается препятствие:
При попытке описать и обсудить конфликт, участники «вязнут» в деталях, как в болоте, ходя по кругу и не зная, куда идти. Высказываются противоречивые точки зрения, различные аспекты проблемы и ожидания от модерации, что приводит к бесполезной трате времени и разочарованию.
Что делать:
1. Обсудить со всеми членами группы все темы конфликта и его аспекты.
2. Прояснить лежащие в основе конфликта противоречия, конкретно их описывая и четко их фиксируя.
3. Достигнуть договорённости о том, что все участники готовы работать над дальнейшим прояснением ситуации и поиском решения по определённой схеме и с помощью модератора.
Результат третьего этапа:
Все темы и аспекты конфликта описаны, конкретизированы и визуализированы (зафиксированы на флипчарте). Сформулированы цели совместной работы над преодолением конфликта.
Препятствие 4. Заросли аргументов.
В чём заключается препятствие:
На данном этапе противоборствующие стороны начинают стараться доказать друг другу и остальным свою правоту. Так все участники оказываются в гуще колючих зарослей аргументов и взаимных обвинений, из которых не видно выхода. При любом их действии (аргументе) колючки еще больше впиваются в тело, больно раня и обдирая кожу.
Что делать:
- Чётко определить и разграничить позиции сторон.
- Предоставить возможность сторонам конфликта и другим членам группы по очереди описать свою точку зрения таким образом, чтобы она стала понятна остальным.
- Делать акцент на понимании и прояснении точек зрения, а не на оценке или принятии решений.
Результат четвертого этапа:
Ослабление эмоционального аспекта конфликта; рациональное и нейтральное описание позиций, мотивов и интересов сторон; обеспечение их понимания другой стороной.
Препятствие 5. Горы упрямства.
В чём заключается препятствие:
Несмотря на то, что после преодоления зарослей аргументов стороны уже лучше понимают друг друга, и эмоции улеглись, зачастую участники настолько жёстко и упорно придерживаются свих позиций, что модерация наталкивается на «горы упрямства», которые «не сдвинуть с места». Все аргументы уже озвучены, мотивы и интересы друг друга понятны, и всё же никто не хочет уступать. Помехой модерации может стать также нежелание возвращаться в переживание конфликтной ситуации, так как есть ложное ощущение примирения (эмоции ослабели) и найденного компромисса.
Что делать:
- Необходимо найти и детально обсудить все возможные варианты решения проблемы.
- Использовать методы, развивающие креативность сторон. Возможно проведение общего мозгового штурма. Либо стороны самостоятельно формулируют пути решения, которые затем обсуждаются совместно.
Результат пятого этапа:
Первоначально жёсткие позиции становятся более гибкими; находится решение и достигается соглашение, приемлемое для всех сторон конфликта; составляется план реализации решения (кто, что и когда будет делать).
Препятствие 6. Равнина бездействия.
В чём заключается препятствие:
Многие считают, что после пятого этапа задача модератора выполнена. Однако после того как участники спланировали дальнейшие действия, возникает угроза оказаться на «равнине бездействия» - многие участники, почувствовав облегчение, считают, что проблема решена. Но договориться – еще не означает сделать. «Великая сила рутины» легко превращает благие намерения в старые привычки. В итоге, ничего не происходит. Модератору необходимо помочь участникам конфликта сформулировать и преодолеть трудности, которые могут возникнуть при исполнении принятых решений.
Что делать:
- Провести последовательный анализ возможных препятствий. Составить план действий участников по их преодолению.
- Задать участникам вопрос: «Если что-то пойдёт не так, как мы узнаем об этом?». Выявить сигналы, свидетельствующие о новой опасности.
- Разработать систему обнаружения и предупреждения препятствий («На основании каких признаков можно заранее обнаружить появление препятствия? ») и план действий по их преодолению («Что делать, если препятствие всё же возникнет?»).
Результат шестого этапа:
Разработанная и зафиксированная система обнаружения и предупреждения препятствий; план поддержки изменений.
Итог
Подводя итоги, можно ещё раз подчеркнуть результаты, к которым модератор должен стремиться:
- Максимально чётко прояснить: понимание ситуации, цели, ожидаемые результаты, роли и рамки модерации. Подробно и конкретно описать критерии успешности модерации.
- Сформировать межличностный контакт и доверительные отношения между модератором и участниками модерации.
- Конкретизировать и визуализировать все темы конфликтов и лежащие в их основе противоречия.
- Ослабить эмоциональный аспект конфликта; добиться понимания каждой стороной позиций, мотивов и интересов другой стороны.
- «Сдвинуть с места» первоначально жёсткие позиции сторон, сделать их более гибкими; найти совместное решение, достичь соглашения, приемлемого для всех сторон конфликта.
- Совместно с участниками разработать и зафиксировать систему предупреждения препятствий и план поддержки изменений.
Модерацию можно считать завершённой после подведения итогов, включающих ретроспективный анализ процесса модерации и прогноза дальнейшего развития ситуации.
Хочем обратить ваше внимание, в следующих статьях, мы расскажем о мотивации персонала, про закон о земле, который планируют принять осенью, и как обучать персонал.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Право, юриспруденція Саморозвиток