Деревянный ящик доверия на предприятии

Разработка корпоративного кодекса чаще всего начинается с идеи, которая рождается в головах топ-менеджеров. Идею нужно наполнить содержанием. Для этого руководство устраивает "мозговой штурм" или зовет консультантов со стороны

Разработка корпоративного кодекса чаще всего начинается с идеи, которая рождается в головах топ-менеджеров. Идею нужно наполнить содержанием. Для этого руководство устраивает "мозговой штурм" или зовет консультантов со стороны. В финансовой корпорации "Уралсиб" создание и внедрение корпоративных стандартов управления заняло не один год. По словам исполнительного директора по связям с общественностью компании Александра Вихрова, еще в 2000 году 22 топ - менеджера "Уралсиба" на два дня удалились от дел, чтобы сообща создать два основных документа корпоративной философии - "миссию" и "видение". Круг ценностей дорабатывался уже самими сотрудниками на общих собраниях. Самым сложным моментом в этом процессе, по словам Вихрова, было собрать воедино различные корпоративные стандарты поглощаемых "Уралсибом" компаний.

   Внедрение кодекса обычно занимает не меньше года. За это время с ним нужно ознакомить всех сотрудников. Некоторые публикуют этот свод правил на корпоративном сайте, издают в виде брошюр, устраивают в честь него пышные презентации. Затем топ-менеджменту, службе персонала и корпоративным пиарщикам предстоит доказать всем и в первую очередь самим себе, что кодекс - не очередной "мертвый" документ, а настоящее руководство к действию. Поэтому ревностнее всех блюсти внутренние правила обязаны руководители компании. Если президент и его заместители игнорируют корпоративные праздники, забывают о деловом дресс-коде и о своих социальных обязательствах, то сотрудники также будут манкировать корпоративной этикой.

  В большинстве крупных компаний существуют собственные комитеты по этике, которые контролируют исполнение корпоративных стандартов. В них работают "горячие линии" (часто анонимные), по которым можно сообщать о случаях мошенничества, получения взяток, "неуставных" отношениях с начальством и тому подобных нарушениях. Эффективность таких "горячих линий" в Украине ниже, чем на Западе. По мнению директора Агентства международного развития по совершенствованию корпоративного управления в Украине, причина этого кроется в менталитете российских менеджеров, которые понимают, что свидетели нарушений внутренних правил в любой момент могут легко оказаться на месте обвиняемых. "Перестройка образа мышления российского сотрудника требует времени. Нужно обязательно поощрять тех, кто сообщает о нарушениях корпоративной этики", - уверен Гусев. Он на собственном опыте убедился, что наибольшую эффективность, особенно на региональных предприятиях, дают не "горячие линии" или электронная почта, а обычный деревянный ящик, висящий на видном месте. Полезным также будет и "показательное" наказание виновных.

  С ростом оборота компании и численности ее сотрудников принцип абсолютного доверия, оправданный в маленьком коллективе, теряет актуальность. В крупных организациях за каждым шагом и словом служащих следит служба безопасности. И речь вовсе не обязательно идет о банальной проверке охраной пропусков и автоматическом фиксировании времени появления на рабочем месте. Сегодняшние "чудеса науки" помогают компаниям без особого труда выяснять, что делает человек вне офиса. Так, в США все чаще за сотрудниками наблюдают при помощи их собственных мобильных телефонов через систему GPS, способную определять местонахождение абонента с точностью до нескольких метров. Разумеется, речь идет о так называемых корпоративных телефонах, которые сотрудники имеют право в нерабочее время отключать. Но вот поехать домой обедать вместо того, чтобы присутствовать на переговорах с клиентом, у них уже вряд ли получится. По разным оценкам, до 75% американских компаний следят за тем, какие сайты посещают их сотрудники, а 65% - устанавливают программы, которые блокируют доступ персонала к порнографическим ресурсам. Что самое любопытное - около 15% организаций даже не предупреждают своих служащих о тотальном контроле над их деятельностью. Россияне стараются не отставать от западных коллег. Многие солидные компании не гнушаются просматривать почту и прослушивать телефонные разговоры сотрудников. Такая практика действует, например, в "Вымпелкоме", "Русале", "Уралсибе", ЛУКОЙЛе, ТНК-BP и большинстве крупных банков.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Діловодство, секретаріат, АГВ Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI