Зачем придумывать внутренние правила компании

Носить униформу, платить штрафы за опоздание, соблюдать жесткий регламент на телефонные разговоры, не курить и не болеть

Носить униформу, платить штрафы за опоздание, соблюдать жесткий регламент на телефонные разговоры, не курить и не болеть. Эти и другие обязательства берет на себя соискатель, желающий стать сотрудником солидной российской или западной компании, в которой действует кодекс этики и поведения. Где-то персонал принимает правила игры, а где-то тщательно их обходит или даже устраивает им настоящий бой.

Вредная привычка составлять корпоративные правила и регламенты поведения родилась в Японии. Одним из старейших сводов корпоративных стандартов называют действующий до сих пор кодекс поведения сотрудников Matsushita Electric (бренд Panasonic), принятый в 1933 году и получивший название "Семь духов". У "духов" есть имена: служение нации путем совершенствования производства, честность, гармония и сотрудничество, борьба за качество, достоинство и подчинение, соответствие образу фирмы и благодарность своему работодателю. Большинство сотрудников Matsushita Electric относятся к этим именам со всей возможной серьезностью и не испытывают никакого желания над ними глумиться.

Но не только азиатские компании пытаются "держать марку". Ряд крупных европейских и американских организаций также могут похвастаться полувековой историей собственных корпоративных кодексов. Другое дело, что сколько-нибудь систематизированный вид эти постулаты приняли относительно недавно. Так, в начале 1990-х годов Калифорнийский пенсионный фонд государственных служащих, один из самых активных игроков на международных фондовых рынках, не желая покупать "кота в мешке", принял решение сотрудничать только с "честными и открытыми" партнерами. Компании, желавшие попасть в число таковых, должны были неукоснительно соблюдать права акционеров, публиковать полную информацию о своей деятельности и т.д. Требования Калифорнийского фонда позже легли в основу международных принципов корпоративного управления, принятых 27 мая 1999 года на заседании Организации экономического сотрудничества и развития.

Российский бизнес озаботился вопросами корпоративной культуры сравнительно недавно. По словам главы Российского института директоров Игоря Беликова, отечественные компании задумались о создании эффективной системы корпоративного управления в конце 1990-х, когда обозначилась прямая зависимость между стоимостью компании и ее репутацией на рынке. "Российские менеджеры поняли, что их бизнес оценивается не только по размеру прибыли и произведенной продукции, но и по качеству корпоративного управления, которое рассматривается как дополнительный фактор риска. Наличие и исполнение грамотного корпоративного кодекса повышает капитализацию компаний - это аксиома", - рассказывает Сомов Юрий.

Первопроходцами в области бизнес-этики в нашей стране стали нефтяники: в 1998 году собственные корпоративные стандарты появились у "Сибнефти" и ЮКОСа. В 2001 году - у РАО "ЕЭС России", а годом позже и у ЛУКОЙЛа, "Газпрома" и "Норильского никеля". В 2002 году при участии Федеральной комиссии по ценным бумагам, Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей был принят общий Кодекс корпоративного управления российского бизнеса, декларирующий переход к мировым стандартам финансовой отчетности и защиты прав акционеров. Сегодня большинство отечественных компаний, разрабатывающих собственные корпоративные правила, в той или иной степени учитывают нормы этого кодекса.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI