Система наставничества в компании
Вопрос подготовки профессиональных рабочих кадров в соответствии с теми требованиями, которые компании предъявляют в настоящее время к качеству персонала, трудно переоценить
Вопрос подготовки профессиональных рабочих кадров в соответствии с теми требованиями, которые компании предъявляют в настоящее время к качеству персонала, трудно переоценить.
Система наставничества – фундамент корпоративной системы обучения и передачи знаний. Это не только действенный инструмент повышения эффективности системы обучения и развития персонала, но и уникальная возможность, позволяющая обеспечивать коммуникации, передавать опыт, традиции, лучшие практики старших поколений молодым сотрудникам.
При этом крайне важно, чтобы специалисты, занимающиеся вопросами подготовки кадров, понимали причины, по которым использование лишь института наставничества является недостаточным условием для сохранения уникальных знаний.
Особый интерес представляет описание управленческих приемов, способствующих организации мероприятий для поиска инструментов сохранения знаний на предприятии без привлечения внешних консультантов, а также необходимость интеграции двух систем – наставничества и управления знаниями с целью формирования системы качества в компании. В этом, на мой взгляд, заключается ценность статьи и ее значимость с точки зрения реальных путей повышения эффективности обучения и развития персонала компании.
- Организация процесса получения патентов на изобретения. Это большая совместная интеллектуальная работа, в которую могут быть вовлечены наставники и «новички». Как правило, эта деятельность всегда находит поддержку со стороны руководства, т.к. повышает стоимость активов предприятия, кстати посетите тренинг продаж, он вам пригодится без всяких сомнений.
- Создание единой информационной базы, в которой будут зафиксированы знания (с сохранением авторства опытных работников). По различным темам могут быть организованы рабочие группы из опытных работников и «новичков» для фиксации уникальных знаний в информационной базе. Как писали известные аналитики в области информационных технологий Г. Поппель и Г.Б. Голдстайн в книге «Информационная технология – миллионные прибыли»5, «Обмен информацией начинается и заканчивается речью, данными или изображением, воспринимаемыми органами восприятия человека: слухом, зрением и осязанием. А между этими входными и выходными элементами… находится электронный продукт различных уровней».
Таким образом, руководству и службе персонала компании необходимо найти новые способы решения проблемы сохранения уникальных знаний на предприятии, не ограничиваясь только закреплением наставников за молодыми специалистами. Подобные меры могут быть эффективны при условии создания корпоративного проекта управления знаниями, информационного центра, в котором будут накапливаться, перерабатываться, использоваться уникальные знания. Стоимость таких знаний может существенно превышать стоимость основных фондов предприятия.
Наставничество и управление знаниями в компании связано с такими управленческими процессами, как обучение персонала, создание системы управления документацией, документирование основных процессов, а это, как известно, ключевые этапы при создании системы качества в компании.
Важным условием кропотливой работы по сохранению уникальных знаний являются и элементы корпоративной культуры: культивирование в организации ценности сохранения уникальных знаний, проявление уважения и благодарности к уникальным специалистам и наставникам, благодаря которым компания сохраняет достижения прошлого для инновационного «прорыва» в будущее, а также поддержка инициативы молодых специалистов.
Знания и эффективность их использования во многом определяют экономическое и финансовое состояние предприятия
Для предприятия использование уникальных знаний по сути является ноу-хау и интеллектуальной основой в конкурентной борьбе. Поэтому знания и эффективность их использования во многом определяют экономическое и финансовое состояние предприятия. Один из наиболее авторитетных авторов в области управления знаниями Арие де Геус6, отвечавший в компании Shell за сценарное планирование, однажды сделал радикальное заявление о том, что способность познавать быстрее своих конкурентов есть единственное устойчивое конкурентное преимущество. Другими словами, способность эффективно осуществлять познавательную деятельность внутри организации – единственная ключевая область компетентности, обладание которой гарантирует компании благополучие на долгий срок.
1Стадия, характерная для мировой экономики в 50-е гг. XX в., когда управление финансами имело первостепенное значение для компании.
2Стадия, характерная для мировой экономики в 70-е гг. XX в., когда управление логистикой и технологиями стало занимать ведущее место в управлении компанией.
3Стадия, характерная для мировой экономики в 80-е гг. XX в., когда управление персоналом стало играть ключевую роль в успехе компании.
4Стадия, характерная для мировой экономики в конце XX в. – начале XXI в., когда управление информацией и информационными технологиями определяет главные конкурентные преимущества компании.
5Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология – миллионные прибыли. Экономика; 1990.
6Arie de Geus
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI Нерухомість, будівництво