Эта пустая болтовня топ-менеджмента

Поводов для слухов в любой компании предостаточно. Особой популярностью пользуются темы грядущих кадровых перестановок, деловых и личных качеств представителей топ-менеджмента, изменений оплаты труда.

Поводов для слухов в любой компании предостаточно. Особой популярностью пользуются темы грядущих кадровых перестановок, деловых и личных качеств представителей топ-менеджмента, изменений оплаты труда. Чаще всего слухи представляют собой тревоги сотрудников, они строятся на отрывочных сведениях, а потом уже домысливаются «коллективным разумом». Причем домыслов тем больше, чем меньше у сотрудников информации по существенным вопросам. Ведь зачастую официальных сведений недостаточно или они запаздывают, что является благодатной почвой для людской молвы.

Общая экономическая нестабильность, к сожалению, лишь усугубляет дело. В трудные времена руководство прикладывает массу усилий, чтобы удержать бизнес на плаву, а общение с коллективом часто отходит на второй план. Люди растеряны, многие обижены невниманием. Видя озабоченность начальства, все понимают, что ничего хорошего это не сулит. Насколько будет плохо — каждый фантазирует сам, затем народ обменивается предположениями, которые скоро начинают восприниматься как истина.

Любое нарушение привычного порядка вещей (будь то задержка зарплаты, длительное отсутствие руководства на рабочем месте и т. д.) в отсутствии официальной информации по этому поводу может способствовать возникновению слухов о скором банкротстве предприятия. И скверно, если они выползут наружу, докатятся до партнеров.

Таким образом, когда внутри компании постоянно циркулирует недостоверная и к тому же негативная информация, это рано или поздно наносит ей серьезный вред: снижается лояльность персонала, нет общего понимания целей и задач организации, портится ее репутация.

Что же делать? Чинить «испорченный телефон» — работать со слухами, минимизировать их, направлять в нужное русло и в итоге делать полезными для компании. И хотя подобное занятие не входит в официальный список должностных обязанностей HR-а, (управление персоналом) инициатором управления слухами должен быть именно он, тесно сотрудничая по этому вопросу с «пиарщиком» и руководителем фирмы.

Не задушишь, не убьешь?

Один из способов пресечения стихийно возникающих слухов, который нередко используется — перекрыть коммуникационные каналы между сотрудниками. Это выражается в запрете использования интернет-пейджеров (ICQ, мессенджера), личных почтовых ящиков на работе, закрытии доступа к форумам и социальным порталам, где возможна обратная связь (вроде «Одноклассники.pу»). Жестко ограничивается время «перекуров», работников предупреждают о прослушивании и записи телефонных разговоров внутри организации.

Был случай, когда в иностранной компании пресекались любые разговоры, не связанные с бизнесом. Даже подозрение, что сотрудник обсуждает неофициальную информацию, грозило увольнением. Неслучайно в этой организации, несмотря на высокую зарплату и великолепный соцпакет, уровень стресса у людей был высочайший. Это, безусловно, влияло на эффективность бизнеса: работники часто брали больничные, медленно принимали решения и постоянно судились со своим работодателем по самым незначительным поводам.

Получается, подобные методы неэффективны и даже вредны. Более того, еще больше раззадоривают работников. Да и невозможно регламентировать общение людей: нельзя «трепаться» на работе — будут «трепаться» после.

Впрочем, есть и другие репрессивные, «проверенные временем» способы. Например, индивидуальная работа с лицами — главными распространителями сплетен (лидерами мнений). Апогеем может стать шумное публичное увольнение неподдающегося воспитанию сплетника. По идее формулировка «убрали за длинный язык» должна вселять ужас. При этом в воздухе витает: у начальства кругом осведомители. Надо ли говорить, что атмосфера страха — не самая благотворная для укрепления компании. Уволенный обретает ореол борца за справедливость, а негатива становится еще больше.

Несколько проще в плане запретов на вредную «болтовню» обстоят дела в небольших коллективах, где внешние отношения руководителя с подчиненными выглядят почти панибратскими (с обращением на «ты», совместным досугом и т. д.). В таком случае, безусловно, босс в курсе того, о чем говорят сотрудники. При этом сам персонал вроде старается фильтровать свои разговоры. А если кто-то забывается, то шеф полушутя-полусерьезно напоминает: «Еще услышу об этом — уволю». Но понятно, что за его спиной, то есть на микроуровне, сплетни все равно распространяются.

Действенные меры

Итак, запретить слухи нельзя, а вот попытаться скорректировать можно. Один из вариантов — опровержение явной напраслины.

Обычно разговоры не возникают просто так, им предшествует некий внешний толчок (круги на воде расходятся от брошенного камня). Так, недавно в Интернете появилась статья недобросовестного журналиста о том, что одно крупное издательство будет продано. Мол, его президент уже разослал конкурентам предложение принять участие в закрытом тендере на покупку издательского дома. На самом деле это была ложная информация, «заказуха». Но два сотрудника, случайно наткнувшись на него, тут же рассказали об этом своему отделу. Буквально через час новость знали все. А поскольку особо ретивые работники, передавая «депешу», еще и делали свои скоропалительные выводы, к вечеру коллеги дружно объявили свою компанию банкротом и морально подготовились к «сокращению». Нужно было срочно принимать меры. Доверенные лица президента давали ему два противоположных совета: одни рекомендовали игнорировать происходящее («Вы не должны ни перед кем оправдываться»), другие просили все-таки прояснить ситуацию. Менеджер по персоналу предложил написать письмо от имени руководителя с полным опровержением провокационной статьи, иллюстрируя это непростительными ляпами, допущенными журналистом. Такое письмо было составлено и разослано всем, кого могло касаться. Это возымело действие: повод для слухов был исчерпан.

Иногда выходом из ситуации становится смещение акцентов (у всякой медали две стороны). К примеру, одной компании предстоял переезд из центра в отдаленный район. Ясно, что многим новоселье было не в радость. Поползли слухи: 1) «переселение связано с недостатком средств на аренду помещения»; 2) «начальство заботится о себе — чтобы было проще добираться до работы» и т. п. Купировали негатив довольно быстро — руководство через «ретрансляторов» заострило внимание персонала на положительных моментах: организация переезжает в современный бизнес-центр с хорошей столовой, который находится в престижном районе с развитой инфраструктурой.

Еще один инструмент — подтверждение слуха (если, конечно, в сплетне имеется зерно правды). Как ни странно, это способствует его постепенному затуханию. И вот вам пример. В компанию по продаже медикаментов пришел новый молодой наемный управляющий. Ходили слухи, что на прошлом месте работы он «хлопнул дверью». Как именно, почему именно, зачем… — вариаций было множество. На одной из корпоративных вечеринок руководитель рассказал в подробностях, как все произошло на самом деле. Информационный голод был утолен.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Менеджмент, керування, KPI Переговори, риторика, ораторське мистецтво