Лицо под маской

Сколько у человека контактов – столько образов и масок имеет его личность. Какой же он настоящий? Что чувствует и переживает и что предпочитает прятать от окружения? Насколько он осознает свою маску и реально оценивает ее адекватность?

Замечаете ли вы, как меняется Ваш тон, настроение и поведение в зависимости от того, где, когда и с кем разговариваете и встречаетесь? Для одних людей Вы ласковы, добры и нежны; для других – деловиты, активны, ответственны; для третьих – принципиальны и требовательны; для четвертых – «рубаха-парень», отчаянный и т. д. …

Взаимодействуя с окружением, человек каждый раз выбирает «новую» маску, некоторый образ, соответствующий определенному имиджу. Из чего же состоит маска?
Когда видишь человека, одетого в строгий костюм, галстук, разговаривающего уверенно и лаконично, важно выходящим из дорогой машины с «дипломатом» в руках – сразу становится понятно: деловой человек, занимающий руководящую должность. Его «положение» не предполагает фамильярного обращения.

Этот же человек в парке, в повседневной одежде, громко смеющийся вместе ребенком выглядит беззаботным и «легким». Здесь не к месту разговаривать с ним о делах или проблемах.

«Врун, болтун и хохотун», рассказывающий «неприличные» анекдоты в компании близких друзей; заботливый и нежный, шепчущий ласковые слова на ухо любимой женщине – это тоже он.
Сколько же масок может иметь человек? Да сколько угодно, главное: где, когда и с кем.

В разных кругах общения маски и роли у человека разные и состоят из одежды, выражения лица, тона и интонации голоса, часто употребляемых слов и жестов. Лицо без маски можно увидеть лишь в экстремальной или неожиданной для человека ситуации. И то ненадолго, так как маска является своего рода «защитой» от окружающей социальной среды.

Впервые человек «приобретает» маску, находясь в колыбели: на улыбки родителей ребенок отвечает улыбкой. Когда подрастающий малыш не получает того, чего хочет – маска «обиженного» легко появляется на его лице. Он точно знает: стоит заплакать – и весь мир (ближайшее окружение) будет «у его ног». Он уже умеет добиваться своего. А дальше – дело времени и мастерства.

Играя в «дочки-матери», врачей или полицейских, дети заимствуют роли и маски у взрослых, лишь слегка привнося в них нечто свое, характерное только для них. Далее, по мере взросления и общения, маски «совершенствуются», старые сменяются на новые, «подсмотренные» (выражение лица, интонация…) или же созданные в новых условиях проживания.

Когда необходимость в определенной маске отпадает, тут же появляется новая. Остается удовлетворение от того, что «я смог, выстоял, был сильным, принципиальным», но и в то же время, где-то глубоко в душе есть сожаление, что «не высказал, не отреагировал, не выплакал»…

Маски во многом формируют поведение человека. Они помогают добиваться своего, способствуют продвижению карьеры, создают имидж «благополучия», но со временем, могут начать мешать общению и «встрече с самим собой».

Очень важно человеку «выглядеть» любой ценой, а что стоит за этой ценой – он об этом предпочитает не думать. За маской может быть глубоко спрятанная обида, затаенная боль, возмущение, с большим трудом сдерживаемый гнев. О «подавленных» чувствах можно только догадываться, так как в заданной роли их «не принято» проявлять. Маска не предполагает открытости и откровенности, а часто и искренности.

Чувства, скрывающиеся за маской, никуда не деваются. Они копятся, наслаиваются друг на друга, иногда пытаются «взбунтоваться», но выбранный имидж этому препятствует, так как «положение обязывает…». И когда спрятанные глубоко чувства не находят выхода, человек становится «бесчувственным», происходит потеря вкуса и интереса к жизни, все надоедает, появляется внутренняя пустота, то самое «депрессивное состояние».

А окружение не понимает, что такое происходит с человеком: «не может быть, это на него не похоже»…

Так великолепная, искренняя детская игра в «медсестру», «повара», «космонавта» превращается в застывшее и зачастую «лицо успешного человека».

Парадоксально, но человек в такой маске не понимает, что окружающие, для которых он, собственно, и старается поддерживать имидж, прекрасно чувствуют фальшь. Как следствие возникает ощущения непонимания, невозможность искреннего общения. В результате «успешный человек» чувствует себя одиноким и брошенным. Он начинает предпринимать огромные усилия для того, чтобы снова быть востребованным и счастливым. Однако ему и в голову не приходит - просто снять маску. Иногда же без помощи специалиста это уже и невозможно, настолько «маска приросла».

Да, без маски лицо другое: настоящее и «человечное», с такими же проблемами, «слабостями», как и у других (которые также их скрывают). Такое лицо вызывает сочувствие и понимание. Такой человек точно счастливее и успешнее других просто потому, что позволяет себе жить «полной грудью», обозначать, что ему подходит, а что нет, что нравится, а что трудно переносимо. И тогда становится понятно, как с ним общаться и чего можно от него ожидать. С таким человеком хочется «быть». Потому что он не маска, а человек.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток