Успешные продажи в аптеке
Успешные продажи: главное понять потребности покупателя
Сердце любой продажи — проблемы и скрытые потребности покупателей.
Понять их — главная задача.
Нил Рекхэм
Успех продаж на 20% определяется техникой, на 80% — психологией, как продавца, так и покупателя.
Почему потребитель выбирает именно эту аптеку?
Один провизор выполняет и даже перевыполняет план продаж, другой — работает неэффективно?
Как выделиться аптеке, аптечной сети, если ассортиментный ряд препаратов практически одинаков?
На эти и другие актуальные вопросы в ходе тренинга «Проблемно-ориентированный подход к продажам в аптеке по методике СПИН» ответила бизнес-тренер Татьяна Борода.
Мероприятие было организовано компанией «УкрМедСерт», специализирующейся на обучении и консалтинге участников фармрынка.
Технология продаж в аптеке имеет свои особенности. Ведь главное для клиента — не столько описание характеристик и стоимость товара, сколько польза для здоровья, которую он принесет. Поэтому важно, чтобы первостольник смог понять потребности покупателя — внутреннее состояние психологического, физического ощущения недостаточности чего-либо — и грамотно его проконсультировать.
По сути продажи в аптеках — это не навязывание продукции или услуг, а скорее консультация врач — больной.
Одной из техник продаж, основа которой — выявление потребностей клиента, является метод СПИН-продаж. Он был разработан в 70-х годах ХХ ст. группой сотрудников компании «Huthwaite» под руководством Нила Рэкхема. Исследовательской группой компании в течении 12 лет было проанализировано 35 тыс. встреч с клиентами, проведенных 10 тыс. продавцами в 23 странах мира.
В результате было установлено, что успешные продавцы задают на 63% больше вопросов клиенту, чем неуспешные. При этом задаваемые вопросы были тщательно продуманы, а их последовательность четко прослеживалась.
Так, сначала задавались ситуационные вопросы — о том, что беспокоит клиента в настоящий момент, затем проблемные вопросы — какие возможные проблемы имеют место или к каким проблемам может привести данная ситуация. После этого задавались извлекающие вопросы — позволяющие сделать из скрытой проблемы явную и увеличить серьезность проблемы в восприятии покупателя. И наконец, направляющие вопросы — позволяющие клиенту принять выгодное для него решение проблемы.
СПИН-система нивелирует (сглаживает) навыки продавца заставлять клиента покупать то, что нужно менеджеру по продажам.
Цель метода — научить продавцов:
- слышать и понимать клиента;
- найти и актуализировать для покупателя его проблемы;
- выявить скрытые потребности клиента и перевести их в явные.
Согласно методике СПИН-продаж в ходе беседы с клиентом продавцу необходимо:
- выявить ту проблему, которую покупатель хочет решить больше всего;
- помочь клиенту решить эту проблему наиболее удобным, эффективным, своевременным способом по приемлемой для него цене;
- акцентировать внимание покупателя на том, что продавец может для него сделать и какую выгоду он получит от предлагаемых ему решений.
Таким образом, каждое решение о покупке: для покупателя — это возможность разрешить свою проблему; для продавца — помочь решить проблему клиента и продать товар.
Использование аптекой методики СПИН помогает сделать продажи товаров для здоровья социально-ориентированным бизнесом. Ведь упомянутая методика учит не навязывать продукт клиенту, а обучает продавца решить главную проблему покупателя и тем самым помочь ему сохранить здоровье.
Для овладения методикой СПИН необходимо научиться задавать правильные вопросы, а также освоить технологию процедуры продаж.
«Задаете неправильные вопросы — получаете не те ответы!» (Джеффри Гитомер)
Каждый, кто заходит в аптеку, имеет ту или иную проблему (потребность). Нередко можно наблюдать ситуацию, когда посетитель, пройдя по торговому залу, выходит, так и не сделав покупки. Причиной может быть то, что, помимо четко сформированных потребностей (когда у клиента есть рецепт (назначение) врача или название товара), могут быть несформированные, условно-сформированные и скрытые потребности. Выявить их — основная задача первостольника. Сделать это — значит получить возможность предложить клиенту решение проблемы, а следовательно, продать товары и увеличить продажи аптеки.
«Открыть клиента» — установить доверительные отношения с ним и выявить его проблемы — можно, задавая ему вопросы, которые помогают разговорить покупателя, а также контролируют его внимание. Ведь спросить — значить понять. Кроме того, первостольник, задающий вопросы, воспринимается покупателем уже не в роли продавца, а в роли помощника, психолога, консультанта.
Сотрудникам аптеки необходимо научиться задавать правильные вопросы — те, которые помогут сначала выбрать нужный для клиента продукт, а затем грамотно его предложить.
При построении диалога с посетителем аптеки важно использовать разные типы вопросов, в том числе:
- открытые, предполагающие развернутый ответ (Что Вас сейчас больше беспокоит?);
- закрытые, предполагающие однозначный короткий ответ (Сколько Вам лет?);
- альтернативные, содержащие варианты ответа (Какая форма выпуска лекарственного средства устраивает Вас больше — таблетки или сироп?);
- «Хвостатые», включающие в первой части утверждение, с которым трудно не согласиться (Стоит ли переплачивать, постоянно покупая препарат, который не помогает?).
Также не менее важно слышать покупателя. Основные приемы активного слушания такие:
- проговаривание или повторение того, что сказал клиент (По Вашему мнению…);
- перефразирование высказывания собеседника (Другими словами, Вы считаете, что…);
- интерпретация или развитие мысли покупателя (Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что…).
При построении беседы с покупателем первостольнику необходимо избегать ошибок, которые в том числе удлиняют время разговора:
- делать предположение до того, как высказана потребность;
- отпускать товар по требованию клиента, а не продавать;
- предполагать за клиента, а не задавать ему вопросы;
- отвечать на незаданные вопросы;
- говорить, а не прислушиваться к репликам покупателя.
Этапы продажи и ролевые позиции первостольника
Продажа — процесс оказания помощи клиенту в принятии правильного и выгодного решения. Поэтому каждый из этапов продажи должен быть очередным шагом к выявлению потребности клиента, результатом которого должна стать покупка продукции.
Таким образом, этапы продаж и ролевые позиции первостольника такие:
1-й этап — установление контакта с покупателем;
2-й этап — диагностика потребности клиента;
3-й этап — поиск правильного решения выявленной проблемы;
4-й этап — презентация выгоды — предоставление покупателю информации о той характеристике товара, которая прежде всего удовлетворяет клиента;
5-й этап — выяснение отношения клиента к предлагаемому решению проблемы, если оно позитивное — переход на следующий этап, если нет — возврат на 2-й этап;
6-й этап — завершение продажи.
Проблемно-ориентированный подход к продажам в аптеке по методике СПИН
Итак, провести диагностику проблемы (потребности) покупателя, а затем найти ее правильное решение помогает метод СПИН-продаж. Согласно данному методу успех продажи — правильно построенный при помощи определенных вопросов диалог продавца и клиента.
Необходимо задавать вопросы, которые помогают покупателю сфокусироваться:
- на ситуации — Ситуационные;
- на проблемах, связанных с этой ситуацией, — Проблемные;
- на дополнительных потребностях в покупке — Извлекающие;
- на решении проблемы, которое предложил продавец, — Направляющие.
Все вышеперечисленные вопросы могут быть открытыми, закрытыми, альтернативными, «хвостатыми».
Правильно заданные ситуационные вопросы помогают выявить конкретные факты, которые затем можно использовать при формировании проблемных вопросов. Основная цель ситуационных вопросов — установить контакт с покупателем, расположить его к себе и разговорить, а также получить исходную информацию о потребностях клиента. Учитывая, что этот тип вопросов наименее связан с успехом продаж, рекомендуется сократить их количество во время беседы с клиентом. Однако полностью отказываться от ситуационных вопросов нельзя, поскольку они помогают покупателю увидеть в продавце помощника, консультанта, решающего его проблемы.
Примеры:
– Вас что-то заинтересовало?
– Что Вам необходимо?
– Что Вы использовали раньше?
Проблемные вопросы — это вопросы о проблемах, трудностях или недовольстве клиента, которые существуют у него в данный момент. Также данная группа вопросов помогает выявить скрытые потребности покупателя. Их цель — разговорить его, сфокусировать внимание на текущей ситуации. Ведь если нет проблемы, нет и решения! Важно, чтобы первостольник знал не только преимущества товара, но и то, в решении каких проблем клиента он может помочь.
Примеры:
– Что Вас беспокоит?
– Как давно Вас беспокоят эти симптомы?
– Вам больно глотать?
– У Вас есть аллергия?
Цель извлекающих вопросов — увеличить серьезность проблемы в восприятии покупателя, объяснить клиенту ее возможные последствия, а также найти дополнительные потребности к покупке. Данные вопросы наиболее важные для успеха продаж. В случае извлекающих вопросов их качество важнее, чем количество. Необходимо формулировать их так, чтобы показать покупателю всю серьезность его проблемы.
Примеры:
– Вы знаете, что эта боль в горле и Ваше состояние могут быть началом ангины?
– Вы обращались к врачу, ведь это может быть началом ларингита или трахеита?
– Знаете ли Вы, что если эти симптомы не устранить сейчас, то ларингит может осложниться бронхитом?
Задавать проблемные, ситуационные и извлекающие вопросы можно в любой последовательности. Главное — услышать, понять клиента и выявить его проблему.
Направляющие вопросы являются конструктивными и концентрируют внимание покупателя на решении проблемы. Они помогают перейти к презентации особенностей и выгод товара для клиента. Их задача — увеличить необходимость для покупателя предложения продавца. Направляющие вопросы нельзя задавать в начале разговора с покупателем (до выяснения его проблемы), а также в том случае, если нет решения проблемы клиента. Как только с помощью проблемных, ситуационных и извлекающих вопросов выяснена проблема и есть ее решение — необходимо предложить клиенту купить товар.
Примеры:
– Вы знаете, что данный препарат только частично устраняет воспаление? Тогда как это лекарственное средство широкого спектра действия и оказывает быстрое обезболивающее действие?
Алгоритм действия первостольника согласно системе СПИН-продаж
- задать 1-2 ситуационных, но целенаправленных вопроса, чтобы выяснить общие сведения и текущую ситуацию относительно здоровья покупателя;
- сфокусировать внимание клиента на его проблеме;
- развить возможные последствия для покупателя его проблемы;
- с помощью направляющих вопросов объяснить покупателю, как бы могла улучшиться его проблемная ситуация, если бы он принял предложение продавца.
Если беседа с покупателем построена правильно, то серьезность проблемы превысит стоимость ее решения. Ведь чем больше клиенту нужен товар, тем меньше его заботит цена.
Также в ходе тренинга участники узнали об основных группах покупателей, действиях первостольника на каждом из этапов продаж, методике работы с возражениями, а также о том, как в условиях дефицита времени, выделенного на обслуживание одного покупателя, быстро выявить проблему и предложить ее решение.
На тренинге были озвучены причины, по которым первостольники не используют в своей работе различные методики продаж. Среди них такие:
«Я не совсем понимаю, что такое клиент-ориентированность. Поэтому я не знаю, как проявлять свою заинтересованность в клиенте»;
«Я думаю, клиенты считают, что, когда мы показываем свою заинтересованность, мы просто стремимся «втюхать» им товар»;
«Я боюсь заискивать перед клиентом, чтобы он не подумал, что я не уверен в качестве товара или в своих знаниях как специалист»;
«Я считаю, что первостольник должен быть строгим и серьезным, поэтому во время беседы я боюсь показывать свои чувства»;
«Мой руководитель не проявляет и не демонстрирует заинтересованности во мне, почему он думает, что я буду демонстрировать ее по отношению к клиенту».
Можно вложить финансы в интерьер аптеки, рекламу и многое другое. Однако не изменив подхода первостольника к продажам — повысить прибыль аптеки трудно. Поэтому важно, что участники тренинга «Проблемно-ориентированный подход к продажам в аптеке по методике СПИН» получили ответы на все вопросы, отработали методику на практике, побывали в роли покупателя, а главное — освоили эффективные техники, которые помогут увеличить прибыль аптеки.
Информация подготовленна бизнес-тренером Борода Татьяна (2010 г.).
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Медицина, фармацевтика Продажі, кол центр, робота з клієнтами Спорт, здоров'я