VIP-риторика: ораторские университеты Януковича, Азарова, Тимошенко

VIP-риторика:  ораторские университеты Януковича, Азарова, Тимошенко

Удивительное дело: хотя слово «риторика» звучит в устах нашего политбомонда чаще всего с отрицательным подтекстом, многие из этих людей усердно совершенствуют свои риторические навыки.

А как же иначе? Для выступлений на трибунах и в телевизионных ток-шоу нужна основательная подготовка.

О том, как именно наши политики занимается риторикой, отрабатывают техники публичных выступлений и дебатов, говорить вслух не принято. Люди, лица которых так знакомы миллионам, не спешат афишировать то, что им не хватает определенных знаний и умений для вдохновения и воодушевления других. Нельзя, чтобы избиратели видели, как лидер партии или народный избранник испытывает на публике нервное напряжение, как он скован и косноязычен – ведь выступать перед людьми всегда непросто.

Только изредка нет-нет, да и промелькнет в прессе информация на данную тему. К примеру, о том, что довольно длительное время подготовку к публичным выступлениям лидера Партии регионов, а теперь Президента Украины Виктора Януковича курировали американские консультанты, а Юрий Ехануров в бытность премьер-министром на один день «выписывал» из Москвы российского тренера по публичным выступлениям.

И уж точно отечественным избирателям трудно узнать, каким образом готовят к политическим баталиям известных в политике персон. Довольно забавно – с помощью шарика – в 2006 году готовили к теледебатам пятерку «регионалов» в составе Николая Азарова, Раисы Богатыревой, Бориса Колесникова, Евгения Кушнарева и Тараса Черновола. Использовали достаточно известное упражнение, взятое из актерской практики: всех выстроили по кругу, разрешив отвечать на самые разные темы только тому, в чьих руках окажется шарик. Ответ можно было давать любой, даже самый нелепый, но делать это полагалось мгновенно, без запинки.

Суть этого тренинга заключалась в том, чтобы развить умение быстро реагировать на самые неожиданные вопросы и реплики оппонентов. Жаль только, специалисты известного телеканала, которые проводили данный командный тренинг, не учли, что качество ответа не связано напрямую со скоростью его получения. Быстрота реакции оратора на возражения политических оппонентов не гарантирует того, что его слова будут звучать одновременно и убедительно, и весомо, и эффектно. Но в любом случае то, что влиятельные лица страны «без погон» настойчиво трудились над развитием своей риторической культуры, подкупает. Но в любом случае то, что влиятельные лица страны настойчиво трудились над развитием своей риторической культуры, невзирая, так сказать, на «погоны» , подкупает.


Равнение на лучших!


Интерес политиков к риторике значительно возрос за последние годы, особенно после «горячей» осени 2004-го. Перманентные выборы в стране плюс многочисленные телевизионные ток-шоу с претензией на дебаты – высший пилотаж ораторского мастерства – также стимулировали спрос на тренинги по данной тематике. И хотя дебаты на отечественных каналах ох как далеки от своих западных аналогов, несмотря на все старания отечественных и приглашенных из-за рубежа ведущих политшоу, многие представители нашей элиты уже осознали: известность и лидерство неразрывно связаны с умением говорить убедительно.

У нас в стране даже сформировалась своеобразная «риторическая мода» на тех либо иных известных персон. Переменчивая, кстати, и, как это ни парадоксально звучит, мало зависящая от политических предпочтений.

Так, если в начале двухтысячных годов после смены лидера в России многим нашим политикам импонировал Владимир Путин и они просили научить их выступать так, как российский президент, то потом ситуация начала меняться. В моду вошли наши отечественные «цицероны» и «сократы».

На волне майданной риторики была высока популярность Юлии Тимошенко. Нередко ее коллеги по политическому цеху, желающие развить свои риторические таланты (даже из других, оппозиционных на тот момент партий), хотели научиться выступать так же вдохновенно, «как Юля». Правда, не все они понимали, что Юлия Владимировна, особенно в начале своей политической карьеры, очень много и целенаправленно работала над собой в этом плане.

Если говорить о Партии регионов, то многим импонировало риторическое мастерство покойного ныне Евгения Кушнарева.

Ныне среди политиков нет единого «эталонного» образца отечественного оратора. Скорее всего, каждый из «начинающих» ораторов-политиков подмечает у коллег те либо иные риторические достоинства, которые хотел бы развить у себя. Чаще других политики вспоминают иронию Арсения Яценюка, настойчивость Анны Герман, аналитичность Ирины Акимовой, точность высказываний Елены Бондаренко, взвешенность слов Николая Катеринчука, весомую аргументацию Юрия Ключковского и пр.

А вот когда речь заходит о том, кто из отечественной элиты обладает дипломатичностью и убедительностью, особенно в публичной полемике, многие политики снимают шляпу перед первым президентом Украины Леонидом Кравчуком. Кстати, он один из немногих, кто не стесняясь и с удовольствием рассказывает о том, как развивал свои ораторские умения, будучи еще начинающим лектором-пропагандистом.

Из зарубежных «образцов» ораторского мастерства многим нравится Барак Обама. Правда, при этом мало кому из наших депутатов доводилось слушать его выступления не по телевизору, а «вживую». Общепризнано, что ныне Обама – оратор номер один в мире. О его мастерстве пишут статьи, издают книги, а тексты речей изучают даже у нас на курсах риторики. И несмотря на то, что стиль публичных выступлений Обамы нельзя вслепую копировать нашим лидерам (иные традиции, ценности, культура и т. п.), наблюдая за тем, как произносит свои речи нынешний президент США, можно значительно расширить арсенал собственных ораторских средств воздействия на умы и сердца наших соотечественников.

Дата выборов – начало страды


Четко наметилась устойчивая тенденция: за два-три месяца до и сразу после очередных выборов политики становятся активными участниками тренингов по ораторскому мастерству.

Естественно, что интерес к изучению приемов риторики особенно сильно проявляется накануне выборов. Причем неважно, каких – президентских, парламентских, местных... На тренингах меняется только персональный состав таких «учеников». Избирательные кампании последних лет показали, что можно сколько угодно дарить «электорату» гречку и консервы, задействовать админресурс и тасовать членов комиссий на избирательных участках, однако хорошие агитаторы нужны каждой партии. А когда речь заходит о первых лицах партий или блоков, то им точно не нужны публичные ситуации, в которых «дурь каждого видна»… Имидж лидера обязывает!

Неужели и после выборов, спросите вы, избранные депутаты тоже находят время для подобных занятий? Да, находят, особенно «новички» депутатского корпуса: попав в парламент или в местные органы власти, они становятся публичными людьми, а солидный опыт выступлений перед аудиторией имеют не все. Цена ошибки оратора здесь достаточно высока, а потому умение говорить аргументированно и ярко является одной из главных компетенций перспективного политика.

Пик популярности тренингов по политической риторике пришелся на 2006–2007 годы, чему способствовала потребность многих партий и блоков иметь в своих рядах первоклассных спикеров. Финансов на благое дело не жалели. И надо отметить, что уровень ораторского мастерства членов многих партий заметно вырос за этот период. Парламент, уличные митинги, работа в теле- и радиоэфирах – практики у политиков высшего эшелона власти было немало.

Кризисный 2008-й год отразился на ситуации с подготовкой VIP-ораторов следующим образом: тренинги по риторике остались, но «спустились в низы». Участникам таких занятий все чаще становились представители низовых структур партий, а лидеры центральных руководящих структур стали чаще обращаться к специалистам в режиме «скорой помощи» – за краткосрочной консультацией или коучингом.

Когда этим летом стало известно, что в Украине все-таки состоятся местные выборы, спрос на специалистов, быстро и качественно готовящих партийные команды или отдельных их членов к политическим баталиям, вновь возрос.
Ведь за короткое время нужно подготовиться так, чтобы их речи (или речи их коллег) не только оставляли бы приятный след в памяти избирателей, но и «конвертировались» в высокий процент полученных на выборах голосов. Однако вот тут и появляются проблемы...

Справедливости ради нужно отметить, что немало есть и тех, кто надеется выиграть очередные выборы исключительно с помощью изменения избирательного законодательства, судебных тяжб и налаживания отношений с властью на местах. Но и здесь необходимы навыки убеждения других! Те же юристы – представители двух сторон в знаменитом судебном заседании Верховного Суда Украины, который аннулировал результаты второго тура президентских выборов 2004 года и постановил провести повторные выборы, одними из первых «сели за парту» оттачивать навыки ведения дебатов, брали уроки актерского мастерства.

А учит – кто? А учат – как?


Учить, как мы уже упоминали, нужно быстро – остро ощущается дефицит времени. Но главный вопрос тут в другом: кого приглашать учить? Специалистов какого профиля, какой специализации?

Опыт политической борьбы в России и в Украине показывает, что в предвыборный период к подготовке кандидатов привлекают представителей многих профессий. Психологов и филологов, актеров и режиссеров, бизнес-тренеров и журналистов...

Очевидно, штабы знают, что делают, однако политическая риторика – это отдельный и важный арсенал предвыборных технологий, с которым знаком только узкий круг специалистов. Безусловно, психологическая подготовка, уверенные жесты и литературный язык никому не помешают в политических сражениях. Однако, с другой стороны, а много ли психологов, актеров, режиссеров и филологов сами сделали успешную политическую карьеру?

На моей памяти одна политическая партия приглашала на последних парламентских выборах в качестве консультанта по риторике... театрального художника по свету. Возможно, немалое значение имело то, в свете каких именно софитов выступал кандидат в депутаты на площадях разных сел и городов, но трудно представить, что залогом его успешных выступлений было именно световое оформление сцены. Результат кампании данного кандидата оказался просто катастрофическим; теперь мало кто из избирателей вспомнит фамилию перспективного политика, еще недавно бывшую у многих на слуху...

В противовес бытующему у населения страны мнению, что исключительно всё за политиков делают их консультанты и помощники, теперь зачастую случается иначе, поскольку политики понимают значимость личного вклада в развитие своих риторических умений. Например, выстраивать аргументацию своих ответов, парировать реплики «сложной» аудитории, запоминать тексты речей, четко произносить трудно выговариваемые фразы – все это приходится делать самому оратору. В поездках по стране, на митингах или в прямом телеэфире не всегда можно рассчитывать на поддержку «суфлера» в виде специального оборудования с подсказкой текста или на «звонок другу» (политтехнологу). Убедительно, уверенно, а главное, результативно говорить нужно самому!

Даже некоторые именитые «ученики» занимаются риторикой усердно и основательно. Добросовестно отрабатывают, например, артикуляционную гимнастику (тренинг по технике речи), запоминают последовательно, строго в определенном порядке(!) минимум 50–60 слов – ключевых сообщений доклада (тренинг по эйдетике), генерируют 20–30 аргументов по абсолютно проигрышной, на первый взгляд, теме (тренинг по дебатам). И, конечно, занимаются риторикой в ее классическом виде: готовят тексты своих будущих речей и репетируют выступления. Основные идеи и тезисы предвыборных речей составляет обычно не сам кандидат, а его штаб. Однако ситуации бывают разные, и одну и ту же речь нельзя произносить многократно – меняется состав аудитории избирателей, ее настрой и предпочтения... Многое может варьироваться. Поэтому самому выступающему, чтобы достичь определенной универсальности, важно знать правила композиции выступления. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд: наука риторика, которой уже больше двух тысяч лет, дает ответ на многие вопросы.

И еще одна заметная тенденция последних лет: политики обучают ораторскому мастерству и презентационным навыкам своих детей. Готовят их ко взрослой жизни, не обязательно связанной с политикой... Одни папы и мамы настаивают на том, чтобы их дети занимались исключительно индивидуально. Другие, понимая, что для развития навыков выступления перед публикой нужны реальные слушатели, направляют своих чад обучаться в группе. Есть и такие родители, которые регистрируют детей на тренинг под другими фамилиями! Для того, чтобы требования к ним были такими же, как и к другим участникам группы...

Желание всех этих родителей понятно: в отечественной системе образования такой предмет, как риторика, практически отсутствует. В лучшем случае студенты-юристы или филологи отдельных вузов страны слушают лекции и готовят рефераты по риторике. И получают зачет, сдав письменную работу, однако ни разу не выступив!

Что же, интерес государственных и общественных деятелей к риторике можно только приветствовать. В конце концов, не всегда же только баррикады и драки, яйца и дымовые шашки будут важнейшими средствами убеждения в политической борьбе. Растет риторическая культура в родном отечестве. Хотелось бы, чтобы темпы ее роста еще увеличились, а наши соотечественники скорее бы начали гордиться вошедшими в историю речами украинских политиков. А действиями — и подавно!

Обучающий журнал "Я-ПЕРШИЙ", №9, сентябрь, 2010


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Саморозвиток