Эмоциональный интеллект: внимание, дети!

В данной статье рассматриваются аспекты развития эмоциональной сферы ребенка. По мнению большинства психологов, «дети, понимающие эмоции, бывают более отзывчивыми по отношению к своим сверстникам, более социально умелыми и принятыми в своей группе».

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека понимать и управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в детском саду или хотя бы в школе через осознание ребенком роли и значимости окружающих его людей. В принципе развивать эмоциональную сферу ребенка можно и нужно, как в детском саду, в школе, так и дома.

Перед тем как приступить к этой важной работе, задайте себе несколько вопросов:

  • Как часто вы, читая сказку или рассказ своему ребенку, спрашиваете его о прочитанном? О том, какие чувства испытывает он, что чувствую герои сказок или рассказов?
  • Как часто вы говорите своему ребенку о своих чувствах, когда вы себя плохо чувствуете, или когда вы счастливы, довольны или недовольны поступками своего ребенка? Ведь если ребенок в семье не слышит, как выражают свои чувства значимые для него взрослые, разве он будет вам говорить о своих чувствах?
  • В каком настроении вы чаще всего находитесь? Ведь какое настроение вы транслируете своему ребенку в повседневном общении, он как зеркало, вернет его всем окружающим.


Вот несколько советов по развитию эмоционального интеллекта ребенка:

Формируйте интерес ребенка к эмоциональным переживаниям. Читая с ним книги, просматривая телепередачи, мультфильмы, обсуждайте с ним все увиденное и услышанное. Попробуйте как-нибудь найти картинки с изображением различных эмоциональных состояний людей и поиграйте со своим ребенком в «Отгадай эмоцию». Помогайте ребёнку распознавать эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые можно найти в журналах и газетах.

Формируйте у ребенка представления о базовых эмоциях и переживаниях. В более старшем возрасте можно рассказать о базовых эмоциях человека, подеркнуть, что проявлять эмоции – это нормально; о необходимости озвучивать то, что чувствуешь. Также можно поиграть в игру «Какие эмоции я знаю». Список эмоций можно найти в интернете.

Учите ребенка общаться и сотрудничать с другими детьми. Этот навык можно развивать уже «с песочницы». Ведь больше всего эмоциональный интеллект проявляется в общения. Доброжелательность, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на неё – все эти качества можно привить ребенку, начиная с дошкольного возраста. Ведь чтобы легко жилость с людьми, чтобы с ними складывались близкие, теплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место. Только через общение человек может познать себя, ведь единой пересекающейся территорией для этики и психологии является отношение к другому человеку.

Советы психологов по развитию эмоциональной сферы ребенка:

  • Создавайте положительный эмоциональный фон в семье. Это способствует хорошему самочувствию ребёнка. Если он плохо себя чувствует, он не может думать о других.

  • Побеседуйте с ребёнком: спросите о том, что сегодня с ним происходило в детском саду, в школе или во дворе, как он воспринимал различные ситуации, какие у него возникли эмоции. Обсудите, какие варианты поведения были возможны, как воспринимали окружающие его поступки и как они бы реагировали на другое поведение. Дайте ребёнку возможность высказать всё, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения.

  • Не забывайте, что вы пример для своего ребёнка. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, и в первую очередь своих родителей.

  • Поощряйте игру своего ребёнка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребёнок приобретает коммуникативные навыки.

  • Читайте ребёнку рассказы и стихи, «насыщенные» эмоциями. Обсудите с ним поведение персонажей и возможные варианты поведения. Предложите внести изменения в сюжет или придумать другую концовку.

  • Помните, что дети, открыто проявляющие свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. При этом важно разговаривать об эмоциях и чувствах, поскольку при проговаривании, назывании этих психических состояний ребёнок осмысливает эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенности в себе, снижение способности к обучению.

  • Поговорите с ребёнком на, казалось бы, обычные темы: почему мы должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем, и если нет; что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если друг грустит или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у тебя есть пирог, а у друга нет... Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей.

  • Снимайте стресс у ребёнка с помощью двигательных упражнений.


Американских исследователи доказали, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию детей, но и их успехам в обучении (школа, спорт, кружки, и т.д. и т.п.).

По мнению большинства психологов, «дети, понимающие эмоции, бывают более отзывчивыми по отношению к своим сверстникам, более социально умелыми и принятыми в своей группе». Другие психологи утверждают, что чувства, это почва, на которой вырастает забота. Способности чувствовать, понимать чувства и конструктивно действовать – необходимые качества человека с высокоразвитым эмоциональным интеллектом.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект