Коучинг в мире конфликтов

Коучинг в мире конфликтов

Девид Клаттербак – профессор факультетов коучинга и менторства Университетов Sheffield Hallam и Oxford Brookes. Его работы - 14 книг по коучингу и менторству, среди которых «Коучинг команд на рабочем месте».

Девид Клаттербак – профессор факультетов коучинга и менторства Университетов Sheffield Hallam и Oxford Brookes, пожизненный Президент Европейского Совета Коучинга и Менторства. Его работы - 14 книг по коучингу и менторству, среди которых «Коучинг команд на рабочем месте».

Недавняя сокрушительная Израильско-Палестинская схватка по сути своей стала столкновением двух различных верований. Хотя Израиль по многим показателям является вполне современным государством, его внутренняя политика подвержена сильному влиянию фундаменталистских групп. Можно также говорить о том, что «Война с терроризмом» - конфликт, приведенный в движение религиозной идеологией (как со стороны США, так и мусульманского мира).

Проблемой в данном случае является то, что приверженцы фундаментализма – религиозного, политического и какого бы то ни было, в случае ощущения угрозы склонны к проявлению жестокости и насилия. А количество угрожающих этому явлению факторов возрастает в геометрической прогрессии.

Уже довольно продолжительное время наука ставит под сомнение основные религиозные догматы. Международная экономическая ситуация способствует возникновению новых идей и пропагандирует образ жизни, противоречащий устоявшимся традициям. Возможность много путешествовать, телевидение и интернет расширяют знания об альтернативных ценностях и способах их интерпретации. Они также делают более видимым разрыв между мироощущением богатых и бедных. Сообщества фундаменталистов в странах с низким уровнем жизни неизбежно воспринимают все эти аспекты как проявление несправедливости. Дополнительно ко всему вышеперечисленному, социальные изменения акцентируют внимание на давно существующих формах неравенства. Таких, например, как ущемление прав женщин.

Это давление не только не сглаживает напряжение, но и усиливает конфронтацию. Ответная реакция фундаментализма – подчеркнутое восприятие негативных аспектов и четкое разделение на тех, кто поддерживает устоявшиеся традиции и тех, кто не признает их. Чем более усиливается противостояние, тем очевиднее становится неспособность воспринимать альтернативную религиозной точку зрения. Упрямая приверженность к иррациональным идеям (часто называемая в христианском мире верой) подавляет любую форму конструктивного диалога с людьми, мыслящими другими категориями. Ответственность за происходящее возлагается на некое божество, что приводит к коллапсу более современных проявлений морали. Религиозный взгляд на смысл существования индивидуума является более важным, чем научно-технический и социальный прогресс человечества – что способствует росту количества террористов-смертников.
Как коучи и менторы мы могли бы опустить руки на основании того, что эта проблема слишком глобальна, и решить ее не представляется возможным. Но, тем не менее, мы пытаемся найти путь улучшения ситуации. Один из возможных способов описан в работе Отто Ласке*, который интерпретирует коучинг, как возможность развития взаимоотношений между людьми, находящимися на различных уровнях восприятия себя по отношению к миру и окружающим.

Долгое время я старался не сотрудничать в направлениях коучинга и менторства с фундаменталистами, так как считал, что они не достаточно открыты для честного диалога. Однако недавно я понял, что именно ментальность фундаменталистов не позволяет им выйти из того тупикового стостояния, в которое их привел относительно низкий уровень личностной зрелости. Выражаясь в социо-эмоциональных терминах, они действуют на уровне, где ценности определены без их непосредственного вмешательства. В когнитивных терминах, они действуют на уровне формальной логики, а не систематическим способом и структура и содержание проблем для них отделены друг от друга.

Такая переоценка восприятия фундаментализма позволила мне освободиться от моих прежних предубеждений. Учитывая, что роль коуча или ментора заключается в том, чтобы помочь другим людям изменить качественную составляющую мышления, моей задачей стало помочь клиентам достичь более высокого уровня личностной зрелости. Это не обязательно означает радикальное изменение верований. Скорее, расширение диапазона размышлений об этих верованиях и их роли в общественной жизни. Коучинг является мощным инструментом в проведении позитивных изменений, потому что он начинается и заканчивается построением взаимного понимания проблем, концепций и людей.
Теперь я с интересом прислушиваюсь к мыслям других специалистов в области коучинга и менторства о том, каким образом можно выстроить диалог между коучами и фундаменталистами!

*«Измеряя скрытые размеры человеческой системы», Отто Ласке. Типография Интерэкспериментального института, Мелфорд, Массачусетс


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг