Взгляд – это оружие, которым нужно пользоваться
Все мы не раз слышали «Глаза – это зеркало души». Действительно, взгляд является отражением внутреннего состояния человека.
А для оратора взгляд – это мощнейшее оружие, которым нужно пользоваться. Ведь взгляд (наравне с осанкой, мимикой, жестами, одеждой и аксессуарами) относится к невербальным проявлениям человека.
Напомню, что на основании невербальных сообщений, мы получаем 55% информации о собеседнике. Человек открытый и уверенный в себе смотрит на аудиторию спокойным, сосредоточенным и уверенным взглядом. Но главное – он смотрит, а не отводит взгляд, избегая нечаянной встречи с другим.
И наоборот, тот, кто не уверен в себе или в том, что говорит – будет избегать визуального контакта. Как вы думаете, чего добьется тот выступающий, который не будет поддерживать зрительный контакт с аудиторией?
- Аудитория быстро потеряет к нему интерес и перестанет слушать.
- У людей создастся впечатление, что оратор их боится (то есть он здесь не главный).
- Оратор не уверен в информации, которую доносит (возможно он врет).
Чтобы понять важность взгляда, давайте разберемся, какое значение имеет взгляд у животных?
Взгляд прямо в глаза у большинства животных связан с угрозой и доминированием. Соответственно, отведение взгляда - признание своей подчиненности.
Два пса альфа-самца, встретившись на одной территории, только с помощью взгляда, без физической силы, быстро выяснят, кто из них сильнее. А следовательно, кто имеет больше прав на жизненные ресурсы – территорию, еду и самок.
У людей все точно также. Нужно запомнить одну простую истину – оратор по отношению к аудитории должен выступать в роли альфа-самца или вожака, которому доверяешь с первых слов и за которым следуешь без размышлений.
Хочу еще раз напомнить - независимо от пола, оратор вступает в роли «самца» – то есть лидера и особи более сильной.
Итак, давайте разберемся, как и куда смотреть оратору при выступлении на аудиторию?
- Забудьте рекомендации «бывалых», которые советуют смотреть начинающим поверх голов. Конечно, с одной стороны, избегая прямого контакта глаз, выступающий меньше сбивается и меньше нервничает. Но, если бы вы знали, как это действует на аудиторию! Она либо а) игнорирует оратора в ответ, либо б) начинает вести себя вызывающе, требуя к себе внимания!
- Не стоит выделять из аудитории кого-то одного, допустим, наиболее позитивно к вам настроенного человека. Этим вы вызовите, в лучшем случае, непонимание, остальной части аудитории, которая вовремя вашего выступления, скорее всего, будет озабочена не вашим текстом, а вопросом «Чем это МЫ хуже?».
- Помните, аудитория – это одно целое, цельный организм, который требует к себе внимания. Старайтесь каждому человеку из аудиторию уделить внимание (то есть установить с ним зрительный контакт). Но взгляд не должен быть беглым, как бы «вскользь». Такой взгляд может восприниматься как неуважение или отсутствие интереса. Оптимальная длительность взгляда для каждого слушателя – 2 секунды.
И напоследок упражнение, которое помогает выработать спокойный, сильный взгляд уверенного человека.
Вначале его лучше отрабатывать на знакомых, предварительно объяснив смысл упражнения. Нужно встать друг напротив друга и смотреть в глаза в течении 3-5 минут. Не смеяться, не улыбаться, не корчить рожицы (на первых порах включается «защитный механизм», который будет заставлять вас непроизвольно так себя вести). Нужно просто смотреть в глаза. Естественное моргание глаз допускается.
Упражнение поможет вам обрести уверенный и сильный взгляд. Вы сможете эффективнее действовать в стрессовых ситуациях и научится противостоять манипуляциям.
Со временем можете поупражняться уже на незнакомых людях – например, в метро, супермаркетах и других людных местах старайтесь смотреть людям в глаза, особенно при разговоре. Не отводить взгляд, как делает большинство.
Поэкспериментируйте сегодня на продавце из супермаркета. Я уверена, вы получите полезный опыт.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Саморозвиток