Элементы архитектуры предприятия: бизнес, информация, приложения (продолжение)

Элементы архитектуры предприятия: бизнес, информация, приложения (продолжение)

Архитектура информации (продолжение)

Ценность системы с точки зрения бизнеса означает способность системы обеспечивать выполнение основных функций предприятия, подразделения или процесса.
Ниже даны краткие характеристики каждой категории систем:
Вывод из эксплуатации (замена) или консолидация (низкая ценность для бизнеса и плохое техническое состояние). Эти прикладные системы являются кандидатами на вывод из эксплуатации или замену. Хотя надо иметь в виду, что стоимость замены некоторых унаследованных систем может оказаться неоправданно высокой и будет иметь весьма ограниченную ценность с точки зрения бизнеса.
Переоценка или перепозиционирование (низкая ценность для бизнеса и отличное техническое состояние). Как правило, это прикладные системы, которые были недавно запущены в эксплуатацию в соответствии с рекомендациями, принятыми в рамках архитектуры предприятия. Однако объем и характер решаемых ими задач или ограниченность области применения в рамках каких-то узких организационных функций таковы, что их вклад в достижение ключевых бизнес-результатов незначителен. В этой ситуации рекомендуется идентифицировать и проанализировать возможности использования этих приложений или их компонент в рамках остальных бизнес-процессов и организационных структур предприятия.
Развитие инфраструктуры прикладной системы (высокая ценность для бизнеса и плохое техническое состояние). Эти прикладные системы исправно обслуживают ключевые бизнес-функции, но создают существенные проблемы, когда речь идет об эксплуатации и сопровождении этих систем, когда возникает необходимость использования информации из них где-либо еще и когда требуется интеграция этих систем с другими прикладными системами предприятия. Рецептом здесь является постепенный переход на использование более адаптивной архитектуры приложения (компонентный подход, n-уровневая архитектура, основанные на пересылке сообщений интерфейсы и т.д.).
Обеспечение сопровождения и развития (высокая ценность для бизнеса и отличное техническое состояние). Эти системы критически важны с точки зрения бизнеса и спроектированы в соответствии с современными представлениями об архитек¬туре прикладных систем.
Такая оценка является только первым шагом в обеспечении соответствия между существующим и будущим портфелями прикладных систем и бизнес-стратегиями предприятия. В дополнение к этому необходимо выполнить следующее:

  • оценить те потребности со стороны бизнеса, которые вообще никак не обслуживаются существующим портфелем прикладных систем. Бизнес-архитектура в этом плане должна обеспечивать список таких требований, в то время как архитектура информации должна уточнять эти требования с точки зрения информационного обеспечения;
  • провести сравнение технологических и операционных требований (надежность, масштабируемость и т.д.) портфеля прикладных систем с имеющейся технологической архитектурой с целью идентификации тех возможностей инфраструктуры, которые в настоящее время отсутствуют, но могут потребоваться;
  • согласовать проекты в области внедрения прикладных систем и развития инфраструктуры с учетом анализа на предыдущих двух шагах. Результатом должен быть синхронизированный план миграции как технологической архитектуры, так и архи-тектуры прикладных систем, с расстановкой приоритетов на основе определения ценностей проектов для бизнеса и технического состояния приложений и инфраструктуры.

Анализ ценности портфеля
Бизнес-руководители организаций все чаще и чаще оказываются вовлеченными в процесс принятия решений, касающихся развития ИТ-систем, поскольку это все чаще связано, с одной стороны, с возможно-стями получения конкурентных преимуществ, а с другой стороны, с ростом соответствующих затрат. Для этого требуется некоторый практический инструмент, помогающий на¬ходить необходимые компромиссы и понятный высшему руководству.
Сбор информации по имеющимся в организации прикладным системам является, на самом деле, нетривиальным занятием. Во-первых, к удивлению многих руководителей, выясняется, что количество этих систем достигает сотен. А во-вторых, чтобы такой каталог прикладных систем действительно был полезен, он должен включать в себя определенный набор информации:

  • Название системы.
  • Описание системы.
  • Список технологических компонентов.
  • Область применения с точки зрения бизнеса.
  • «Владелец» системы со стороны бизнеса.
  • Оценка пользы прикладной системы для бизнеса.
  • Ответственный со стороны ИТ-подразделения.
  • Оценка технического состояния.
  • Оценка возможностей по обеспечению новых потребностей бизнеса.
  • Дата обновления этой информации.

Анализ портфеля инвестиций в прикладные системы может быть существенно упрощен, если за основу взять принцип ценности приложения для выполнения ключевых функций организации и те цели, которые руководство преследует при внедрении соответствующих систем. Используя этот подход, высшие руководители организации могут разделить портфель приложений на три категории в соответствии с относительным вкладом каждого приложения в выполнение ключевых функций и эффективность деятельности организации. Анализ портфеля основан на том факте, что различные прикладные системы играют существенно отличающуюся роль в организации, и при выполнении этих ролей возникают различные управленческие проблемы.
В общем можно выделить три класса приложений в соответствии со следующими категориями:

  • базовые транзакционные (или обеспечивающие, обслуживающие);
  • информационные (дающие преимущества);
  • инновационные (стратегические).

К первому классу относятся базовые транзакционные при¬ложения. Они играют важную роль с точки зрения обеспечения деятельности организации, но успех в выполнении критически важных задач и лучшие результаты по сравнению с другими организациями создают не они. Хорошими примерами являются приложение для расчета заработной платы или система управления персоналом. Операции, выполняемые этими системами, должны происходить четко и вовремя, но, например, сам факт того, что сотрудник получает зарплату, еще не означает высокую эффективность работы организации в целом. Важными требованиями к таким приложениям являются низкая стоимость, надежность, возможность выполнять больший объем операций при низкой стоимости в расчете на одну транзакцию. На самом деле, таких приложений в портфеле информационных систем предприятия обычно большинство.
Второй класс приложений информационные (дающие преимущества). Это те приложения, которые обеспечивают информацию для учета, управления, контроля, получения отчетов, анализа, совместной работы (например, системы предоставления отчета о продажах, аналитические системы). Они улучшают деятельность организации. Примерами таких преимуществ от использования ИТ являются:

  • ускорение цикла выполнения операций (например, принятия решения);
  • более быстрый вывод на рынок новых продуктов и услуг;
  • уменьшение производственного цикла;
  • более высокое качество;
  • более широкий набор продуктов и услуг;
  • более глубокая настройка на потребителя;
  • меньшая стоимость выполнения операций.

Эта та область, в которой ИТ в самом деле имеют ценность для предприятия, поскольку эти приложения реально обеспечивают преимущества и повышают эффективность. Основными требованиями являются не столько стоимость, сколько идентификация новых возможностей и поиск баланса между затратами на реализацию приложения и получаемыми потенциальными преимуществами.
Наконец, в некоторых случаях использование ИТ может носить радикально новый, ре¬волюционный характер с точки зрения влияния на функционирование организаций: способность кардинально изменить саму основу конкуренции и получения преимуществ. Это так называемые инновационные (стратегические) приложения. Именно они способны обеспечить конкурентные преимущества на рынке.
Преимущества описанного подхода к управлению портфелем приложений заключаются в простоте, ясности и чувстве уверенности, который он дает при принятии решений высшим руководителям орга-низации, не являющимся ИТ-профессионалами.
Технологическая архитектура
Следует отметить еще одну категорию инвестиций в информационные технологии, которую необходимо, на самом деле, рассматривать в совокупности с тремя типами прикладных систем. Это инфраструктура или технологическая архитектура, рассмотрению которой посвящен следующий раздел.
Таким образом, мы получаем «пирамиду» из четырех категорий активов, вокруг которых сосредоточены инвестиции в области информационных технологий и управление портфелем которых составляет основу работы руководства департаментов информационных технологий предприятия. Конечно, иногда некоторый конкретный проект или система может быть отнесена к той или иной категории, в зависимости от преследуемых целей и уже имеющейся в организации инфраструктуры информационных технологий. Например, если некоторая организация внедряет CRM-решение, чтобы лучше анализировать и сегментировать своих клиентов, а практически вся необходимая инфраструктура в организации была создана в рамках ранее выполненных проектов, то внедрение этой системы носит скорее информационный характер (системы, дающие преимущества). В другой компании из другой индустрии CRM может быть «новым словом», и организация вынуждена под эту систему одновременно создавать инфраструктуру. В таком случае этот проект сочетает в себе элементы создания инновационного (стратегического) приложения и технологической инфраструктуры.
Важно отметить, что финансовые инструменты, применяемые для выбора проектов в каждом из трех классов прикладных систем, как правило, отличаются. Если для базовых транзакционных (обеспечива-ющих) приложений основной эффект это, прежде всего, сокращение эксплуатационных и накладных расходов, то для приложений второго класса информационных (дающих преимущества для бизнеса) основной эффект непосредственно связан с результативностью бизнеса. Наконец, для стратегических (инновационных) приложений наибольший эффект на первой стадии может быть связан с нефинансовыми результатами, такими как изменение имиджа или опережение конкурентов.
Следует помнить, что достижение результатов использования ИТ-систем в компании, их вклад в создание преимуществ неразрывно связаны с определенными рисками. Как правило, чем больше возможный вклад информационных систем в оптимизацию бизнеса, тем выше возможные риски от их использования. Поэтому как бизнес-руководители, так и руководители ИТ-подразделений компании должны в полной мере понимать и осознавать не только выгоду, которую принесет использование той или иной прикладной системы в организации, но также риски и возможные потери в результате проблем с внедрением, неадекватного функционирования системы и т.д. Именно поэтому руководители и ИТ-специалисты несут совокупную ответственность за внедрение прикладных систем в компании, а, следовательно, они должны говорить друг с другом на одном языке и знать, как свести возможные риски к минимуму и получить максимальную выгоду.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії IT, програмування, розробка Project management, управління проектами