Уроки развития эмоционального интеллекта

Тема развития эмоционального интеллекта является сегодня действительно актуальной, и это ответ на запрос рынка, а не просто модное веяние времени. Серия статей по развитию ЭИ помогут вам овладеть навыками эмоциональной компетенции.

Урок первый

Часто ли вам приходилось слышать о том, что эмоциям не место на работе. Это кажется абсурдным, ведь каждый день мы переживаем различные эмоции: радость, гнев, печаль, обиду, страх, вину. Перефразируя классика можно сказать: эмоции были, есть и будут всегда, и дома, и на работе, и по дороге на работу и домой и т.д. Эмоции это то, что делает нас личностями, не похожими на других, это колоссальный ресурс и потенциал. Исходя из этого, возникает ряд закономерных вопросов:

  • а, собственно, как мы используем этот ресурс, себе на благо, или в ущерб?
  • возможно ли развивать свой эмоциональный потенциал и каким образом это можно сделать?


Для начала определим, что такое развитие эмоционального интеллекта:

Развитие эмоционального интеллекта — это развитие способностей и навыков осознания своих эмоций, понимания эмоций других людей, управления своими эмоциями и эмоциями других людей и умение на этой основе строить конструктивное взаимодействие. Я не очень люблю словосочетание «управлять эмоциями, мне ближе выражение «саморегулирование эмоций».

Развитие эмоционального интеллекта позволит вам за массой негативных эмоций обнаружить их причину (конфликт нескольких убеждений), после чего спокойно оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, со здравомыслием, а не под воздействием "красных кнопок" или «тёмной» стороны. Ведь, к примеру, у человека с низким уровнем эмоционального интеллекта очень ограниченный поведенческий выбор, особенно в стрессовых ситуациях, когда его как бы «накрывает волной». Часто в таком состоянии человек чувствует себя беспомощно и не видит другого выхода, кроме как «бежать или нападать». Он просто не понимает себя, а если не понимаешь себя, то понять другого тем более трудно. Ведь мы способны выбирать и контролировать только то, что осознаем; но то, что не осознаем – контролирует нас. И это касается не только эмоциональной сферы человека, а всех граней нашего бытия.

Как же на практике мы можем решить эту задачу – развить эмоциональный интеллект? Есть два основных пути развития эмоционального интеллекта. Первый – это тренинги и коучинг. Важно понимать, что один двухдневный тренинг или семинар не повысит ваш эмоциональный интеллект. Наш обычный способ реагирования на окружающий мир, наши привычки, глубоко укоренившиеся установки очень сложно менять. Кроме того, новые навыки в этой области страшно и сложно пробовать применять сразу в реальной жизни, поэтому имеет смысл начинать в безопасном пространстве.
Вам понадобятся сильное желание и внутренняя готовность развиваться в этом направлении. Эффективная программа развития EQ должна быть длительной (по мнению Д. Гоулмана и Р. БарОна – не менее шести месяцев), обязательно включать обширную практику и коучинг.

Для того чтобы развивать EQ самостоятельно, нужна еще более сильная мотивация – вспомните, сколько книг вы прочитали и подумали: хорошее дело, надо попробовать… И, тем не менее, это вполне возможно. Тем не менее, если вы все-таки решили заняться этим вплотную и сами, несколько советов вам не помешают.

Первым шагом на этом пути будет развитие навыка осознания своих эмоций, нахождение тех «красных кнопок», которые запускают те негативные эмоции, которые могут владеть человеком: «я сам не понимаю, как я вчера сорвался», или «я сам не понимаю, почему он меня раздражает, почему я терплю и свое раздражение никак не выражаю» или «срываю свое раздражение на своих близких». Как только мы выявили свои собственные триггеры, запускающие неприятные эмоции, мы можем искать способ реагировать иначе, меняться. Необходимо сконцентрироваться и ответить на вопрос: «Что я сейчас чувствую?» При этом важно отмечать именно эмоцию (радость, гнев, страх, печаль), а не физическое состояние (устал, голова болит). Целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время.

Практика.

Учимся идентифицировать свои эмоции. Для развития навыка осознания собственных эмоций полезно периодически себя спрашивать «Что я сейчас чувствую?», начиная с самых простых для распознавания базовых состояний: радость, печаль, гнев или страх. Несложно научиться определять также источник эмоции и степень ее интенсивности. Представьте себе 10-балльную шкалу, где отметка 1 означает интенсивность эмоции, которой вы можете управлять без особых усилий; 5 – момент, когда уже начинает лихорадить; 10 – когда вы прыгаете от восторга или взрываетесь от негодования. Прочувствуйте каждое состояние, вспомните, как вы себя ведете, ощущая эмоцию такой интенсивности. Можно также визуализировать это состояние. Например, закрыв глаза, снижаете интенсивность эмоции, скажем, с отметки 10 на отметку 3.

Расширяем диапазон эмоций. Я это еще называю – учим алфавит эмоций. Наверное, об этой технике слышали все. Как много эмоций вы можете назвать? Пять, десять, двадцать. Попробуйте сделать такое упражнение: берете алфавит и на каждую букву алфавита пишете все эмоции и эмоциональные состояния, которые вам известны. Поверьте, это очень хорошая тренировка, если у вас плохо получается, подключите к этой работе коллег, родных.

Тест «Насколько широк Ваш спектр эмоции?»
1. Что Вас злит? Вспомните последний случай, когда вы были в гневе. Как вы справились с ситуацией? Могли бы вы сделать это по-другому, лучше?
2. Что вас огорчает? Можете ли вы описать несколько случаев, когда вам было грустно? Как вы справились с этими ситуациями?
3. От чего вы испытываете чувство стыда? Опишите несколько ситуаций, в которых вам было стыдно.
4. Что вас радует? Можете ли вы описать несколько случаев радости?
Запишите свои ответы и подумайте над ними. Они должны рассказать вам о том, насколько вы чувствительны к своим эмоциям, и помогут вам лучше понять вашу эмоциональную жизнь.

Самонаблюдение
1. Эмоции и чувства – это ответ нашего организма на влияние на него окружающей среды. Ведь реагируя на ситуацию, мы отвечаем, поэтому очень важно отмечать свой собственный ответ на происходящее. В течение двух недель наблюдайте за собой и своими эмоциональными реакциями на то, что происходит вокруг вас и по отношению к вам и заполняйте так называемый «Дневник чувств», где в форме таблицы (модификация Н. Рубштейн и Н. Кузнецовой)
Дата/Ситуация Ваша эмоция/чувство в ответ на ситуацию Что именно в ситуации вызвало такую реакцию? Каким образом можно было отреагировать по другому?


2. Тест «Как бы вы оценили свой эмоциональный потенциал?»
Задайте себе следующие вопросы и дайте оценку, от «плохо» (7-10) до «очень хорошо»(1-3). Если можете, попросите близких тоже ответить на эти вопросы про вас. Взгляд со стороны поможет избежать автоматической необъективности.

Плохо Очень плохо
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


1. Как хорошо вы понимаете других с их точки зрения?
2. Насколько вы чувствительны к эмоциям других?
3. Легко ли вы заводите друзей?
4. Охотно ли вы рассказываете о своих чувствах другим?
5. Легко ли вы разрешаете конфликты?
6. Можете ли вы легко приспособить свое поведение к изменившимся обстоятельствам?
7. Вызывает ли ваше поведение теплое к вам отношение у других?
8. Осознаете ли вы, какое влияние вы имеете на окружающих (даже если они не показывают этого)?
9. Когда вы сталкиваетесь с трудной ситуацией, можете ли вы справиться с ней?
10. Легко ли Вы имеете дело с людьми, которые спрашивают Вас о вашей личной жизни?
11. Легко ли вы находите помощь, если возникает такая необходимость?
12. Размышляете ли вы постоянно о своих действиях?

Если вы (и знакомые) постоянно ставили наивысшие очки, вы счастливчик: похоже, у вас высокий эмоциональный потенциал. Если нет, вам надо приложить усилия для дальнейшего развития этой важнейшей части человеческого существования. Обратите особое внимание на различие ваших оценок и тех, что давали ваши знакомые. Если отличие большое, вы, возможно, занимаетесь самообманом или создаете у других неправильное представление о себе.

3. Когда вы читаете книгу, смотрите какой-либо фильм, общаетесь с любимым, с ребенком старайтесь фиксировать свое состояние. Тогда в любом состоянии вам будет понятно, что с вами происходит, и исходя из этого
Учимся говорить о своих эмоциях, вербализовать свое эмоциональное состояние. Не « ты меня раздражаешь», а «меня злит твое поведение», не «я ненавижу, когда ты так говоришь», «я чувствую обиду, когда ты это говоришь» и т.п. И всегда только пресловутое «Я-послание», только мои чувства, которые я осознаю, а не перекладываю ответственность за свои чувства на своего собеседника. Наверное, такие советы вы слышали много раз, однако как часто вы говорите своим коллегам, родным, попутчикам о ваших настоящих чувствах? Думаю, что нечасто.

Ведь сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других — чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживает чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда отрыто не говорилось.

Если вы учитесь выражать свои эмоции, и постепенно этот навык становится привычным, то вам гораздо легче сохранять самообладание в стрессовых ситуациях, на сложных переговорах, если вы отстаиваете свои позиции. Человеку, как и животному, свойственны два вида реакции на раздражение – напасть или убежать. Именно эти тактики поведения люди проявляют в стрессовых, конфликтных ситуациях. Смысл развития эмоционального интеллекта – выстраивать отношения в любых условиях.

Выводы:
«Если мы живы, то сообщаем о своих чувствах другим людям, выражая радость, печаль, недовольство. Но если по каким-либо причинам вы не выявляете себя, то окружающие поступают с вами так, как считают нужным, а не так, как вы хотите, потому что вы им ничего о себе не сообщаете. Невыраженные чувства подвергаются неосознаваемому подавлению, а отсюда депрессии, психосоматические заболевания, неудачи». (Н.Рубштейн, М. Кузнецова «Тренинг привлекательности»).
Поэтому проявляйте себя, будьте эгоистами в хорошем смысле этого слова!

Высокий EQ позволит вам окружать себя умными людьми и использовать их гениальность, а не манипулировать ими.

Продолжение следует…
При подготовке статьи использовались материалы сайтов www.class.ru, www.coacha.ru


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Игорь Кривошей,10.09.2012, 21:38
Оксана, спасибо. Оень интересная статья, а главное актуальная и полезная. Знаете, в бизнесе умение правильно восопользоватся своими эмоциями - это настоящие искусство :)
Тарасенко Оксана Николаевна, ЧП,11.09.2012, 09:55
Спасибо, Игорь. К сожалению, очень немногие руководители и бизнесмены понимают важность умения управления как своими эмоциями, так и необходимость развивать ЭИ своих подчиненных.

Інші статті в категорії Саморозвиток