Почему после тренинга сложно привыкнуть к использованию новых навыков?
Очень часто после прохождения тренинга мы сталкиваемся со следующей ситуацией: Первое время после тренинга много воодушевления, потом начинается «откат» назад, возможно, разочарование.
Есть два взаимодополняющих объяснения этой ситуации.
Первое часто рассказывают на самом тренинге, семинаре, мотивируя участников тренироваться и учиться. Это известная модель, называемая «Круг обучения». Она четко показывает поэтапность обучения и встраивания нового навыка в повседневную жизнь. Исходя из этой модели, необходимо сделать определенное количество повторов (обычно 21-28), чтобы навык стал автоматическим и проявлялся в необходимый момент неосознанно, «сам по себе».
И так, прошел тренинг, развивающие занятие, любую другую форму обучения, человек, вооруженный новым навыком, начинает его отрабатывать. И вдруг все переворачивается «с ног на голову», не получается, идет «откат» и разочарование. «Ну, надо же, все было «ок», и тут как будто стало еще сложней, чем раньше…» Вот тут хорошо бы вовремя вспомнить еще об одной модели, «Кривой Бандуры», и прояснение ситуации происходит тут же.
Я думаю, что почти у каждого человека есть свой собственный «склад» так и не освоенных в свое время навыков. Кто-то так и не научился играть на пианино или гитаре, кто-то говорить на иностранном языке, кто-то кататься на роликах или лыжах… Альберт Бандура, канадец украинского происхождения, привнес очень понятную и простую модель, позволяющую найти выход из этого «тупика».
Когда мы начинаем тренироваться, мы воодушевлены, нам интересно, мы часто используем все скрытые резервы и получаем достаточно неплохой результат для новичка. Кривая ожидания (синяя линия) соответствует кривой освоения навыка (зеленая линия). Появляется неоправданный оптимизм, и наши ожидания еще растут. Но все скрытые резервы уже исчерпаны, рост замедляется, мы сталкиваемся с первыми трудностями, пробуксовываем. Этап « Новичкам везет» закончился. Наши результаты не растут, или вообще становятся хуже. Энтузиазм, конечно, стихает, настроение далеко от оптимистичного.
Именно в этой критической точке часто опускаются руки и вероятность сдаться очень велика. Тогда мы возвращаемся к старым привычкам и стратегиям. Сами для себя и для окружающих формулируем железобетонную причину «почему не получилось, что не так и почему стратегия не работает». Или же происходит переосмысление. Мы изменяем и делаем более реалистичными наши ожидания, ищем дополнительные ресурсы, знания, наставников, людей, которые могут оказать поддержку. И начинаем фокусироваться не на падении, а на малейших признаках прогресса по сравнению с собой еще до начала обучения! Таким образом, продвигаясь, шаг за шагом, мы можем продолжить освоение навыка, и, пройдя через кризис, наша эффективность начинает опять расти, приближаясь к кривой ожиданий.
Поэтому очень хочется, чтобы каждый участник, прошедший обучающий тренинг, знал, что взлеты и падения неизбежно будут, и продолжал работать над собой. Самое главное, что влияет на распределение сценариев - это вера в себя и преданность делу.
Относительно тренингов личностного роста, которые помогают участникам усовершенствовать свои способности, открывать новые возможности через развитие эмоционального интеллекта, то хочется отметить следующее: ключевым в развитии EQ является именно внутренняя мотивация участника и работа с целями. EQ нельзя привязать или навязать.
Кстати, если бы Николай Васильевич Гоголь знал о Кривой Бандуры, возможно, у нас был бы реальный шанс прочитать вторую часть «Мертвых душ»…
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток