Практика внедрения концепции неопределенности: применение модульного подхода в обучении специалистов испытательных и калибровочных лабораторий
В статье обсуждается применение модульного подхода в обучении специалистов испытательных и калибровочных лабораторий на основе поэтапного внедрения концепции неопределенности в практику работы лаборатории.
Рассмотрены 4 модуля и системный подход в распределении функциональной нагрузки модулей. Такой подход позволяет обучить специалистов лаборатории разной квалификации и включить в программы обучения практические аспекты работы испытательных и калибровочных лабораторий.
Основной характерной особенностью совре¬менного мира и важнейшей тенденцией в развитии мирового хозяйства, которая существенным образом влияет на все сферы челове¬ческой деятельности, в том числе, и на метрологическую деятельность, ставя перед ней новые задачи, является глобализация экономики и торговли.
С глобализацией экономики неизбежно связано создание глобальной системы измерений, которая предполагает гармонизацию нацио¬нального и международного технического зако¬нодательства по обеспечению единства изме¬рений. Преимущественное применение между¬народных технических нормативно-правовых актов, стандартов и рекомендаций, развитие и унификацию принципов оценки соответствия средств измерений и взаимное признание ее результатов. Элементом доверия к результатам испытаний/калибровки в глобальной системе измерений является аккредитация лабораторий на соответствие требованиям стандарту ISO/IЕC 17025. Одним из обязательных условий при аккредитации испытательных и калибровочных лабораторий на соответствие международному стандарту ISO/IEC 17025 является расчет «неопределенности измерений».
Применение концепции неопределенности в сферах деятельности, таких как, аналитическая химия, биология, социология, медицина потребовала нового подхода к оценке точности получаемых результатов измерений и качеству испытаний. И как следствие, потребовала нового подхода в оценке технической компетентности персонала лабораторий, в его подготовке и обучении. В этой связи необходимо проводить работы по дальнейшему широкому внедрению концепции неопределенности в метрологическую практику, в практику работ испытательных и калибровочных лабораторий, введению основных положений в нормативные документы и в учебные программы высших учебных заведений.
В данной статье предлагается к рассмот¬рению модульный подход в обучении спе¬циалистов испытательных и калибровочных лабораторий, на основе поэтапного внедрения концепции неопределенности в практику работы лаборатории.
Рабочие процедуры, которые выполняют специалисты лаборатории на своих рабочих местах - сложные по своей структуре и операциональному наполнению. При этом уровень сложности разный и соответственно, специалисты лаборатории по уровню техни¬ческой компетентности - разные. Следующим аспектом практики работы лаборатории является отраслевая и предметная область проведения испытаний. Соответственно, и расчет оценки неопределенности измерении, и процедура оценки неопределенности результата испытаний по моделям расчета разные, и по уровню сложности, тоже разные. Так, например, очевиден разный принцип моделирования расчетов при геометрических измерениях, физико-механических, химических и в аналитической химии. Также, сдует различать лаборатории, которые выполняют испытания только для своего предприятия, оценивают только свою продукцию, и лаборатории, которые выполняют испытания продукции разных заказчиков, выполняют арбитражную оценку продукции, участвуют в сертификатных испытаниях, и в ряде случаев, являются координаторами межлабораторныx сличений.
Исходя из вышесказанного, подготовка специалистов испытательных и калибровочных лабораторий по курсу расчета оценки неопределенности и применению основ концепции неопределенности в практике работы по структуре содержания курсов обучения должна делиться по уровню сложности. В таком случае рационально применять модульный подход с нарастающим усложнением содержания курса.
Международная школа технического законодательства и управления качеством разработала четыре модуля курса «Расчет оценки неопределенности испытательных и калибровочных лабораториях» для подготовки специалистов лаборатории в соответствие с требованиями к аккредитации лаборатории и международным стандартом ISO/IЕC 17025.
Первый модуль обучения «Специалист лаборатории в соответствии с требованиями стандарта ISO/IЕC 17025», длительностью 28 часов, разработан для специалистов всех испытательных и калибровочных лабораторий, вне зависимости от функциональной нагрузки лаборатории и отраслевой специализации. Курс предназначен для специалистов лабораторий, которые проводят измерения/испытания и должны уметь оцепить погрешность измерения/испытания, различить погрешность оборудования от погрешности измерения и от погрешности метода испытания. Курс представляет собой введение в систему подготовки к аккредитации и метрологического обеспечения испытательной лаборатории в соответствии с международным стандартом ISO/IЕC 17025 и является первым базовым модулем в обучении специалистов лаборатории.
Второй модуль обучения «Расчет оценки неопределенности в калибровочных и испытательных лабораториях», длительностью 38 часов, является вторым базовым модулем в обучении специалистов всех лабораторий и представляет собой методическое изложение теории неопределенности измерения в соответствие с требованиями «Руководства по выражению неопреде¬ленности измерений» (GUM: 1993) с практи¬ческими расчетными работами.
Третий модуль «Оценивание правильности, воспроизводимости и повторяемости методов испытаний и результа¬тов измерений согласно требований ISO 5725. Оценивание неопределенности воспороизводимости и правильности согласно требований ISO/TS 21748. Менеджмент неопределенности», длительностью 88 часов, рассчитан для специа¬листов лабораторий - координаторов межлабо¬раторных сличений и Центральных отраслевых лабораторий, которые выполняют испытания продукции от разных заказчиков, выполняют арбитражную оценку продукции, участвуют в сертифика¬ционных испытаниях. В программу курса включено рассмотрение и возможность практического применения требований стандарта ISO 5725, исключая рассмотрение 5 раздела «Альтернативные методы определения преци¬зионности стандартного метода измерений», т.е. в программе не рассматриваются неоднородные образцы испытаний и, соответственно, не рассматривается статистическая модель для неоднородного материала. Курс рассматривает оценку неопределенности повторяемости ре¬зультатов испытаний при внутрилабораторных сличениях и оценку неопределенности воспроиз¬водимости результатов испытаний при межлабораторных сличениях. Курс предназначен для специалистов, которые занимаются в лаборатории организацией и проведением внутрилаборатор¬ных сличений и принимают участие в межла¬бораторных сличениях лабораторий.
Четвертый модуль обучения представляет собой несколько специализированных курсов обучения по типам измерений и специализации лабораторий, т.е. отдельные специализированные курсы для лабораторий, которые проводят измерения геометрические и физико-механические, отдельно – электрические, и отдельно - для аналити¬ческой химии. Также, отдельно - курс для специалистов- метрологов.
Это курсы: «Оценка неопределенности в аналитической химии. ИСО ГОСТ 5725-5-2003»,
Такой подход в обучении специалистов позволяет, с одной стороны, охватить весь спектр квалификации специалистов лаборатории, с другой стороны - позволяет предметно рассмот¬реть практику внедрения концепции неопределенности в повседневную работу специалистов лаборатории.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Медицина, фармацевтика Менеджмент, керування, KPI