Карта бизнес-процессов
Что такое карта бизнес процессов? Как составить карту бизнес процессов компании?
Одним из первых шагов, которые должны выполнить руководители или собственники бизнеса, когда они хотят внедрить процессный подход к управлению компанией, является формирование карты бизнес процессов.
О том, как внедрить процессный подход к управлению компанией читайте в статье:
Порядок внедрения процессного подхода к управлению компанией
Карта бизнес процессов. Определение.
Карта бизнес процессов - это графическое или табличное представление списка основных, вспомогательных процессов и процессов управления компании.
О том, что такое основные процессы компании читайте в статье:
Основные бизнес процессы
Обычно карта бизнес процессов компании включает в себя бизнес процессы верхнего уровня и бизнес процессы первого уровня.
Примерами бизнес процессов верхнего уровня являются бизнес процессы:
- «Управление закупками»;
- «Управление финансами»;
- «Управление продажами».
Бизнес процессы первого уровня это бизнес процессы, которые входят в состав каждого из бизнес процессов верхнего уровня.
Например, в бизнес процесс "Управление закупками" входят следующие процессы первого уровня:
- Управление поставщиками;
- Управление заявками на закупку;
- Выбор поставщика;
- Управление договорами с поставщиками;
- Управление поставками;
- Управление оплатами поставщикам.
Графическое представление карты бизнес процессов можно создать в MS Power Point, а табличное в MS Excel.
Пример графического представления карты бизнес процессов предприятия приведен на рисунке:
Карта бизнес процессов. Для чего она нужна?
Карта бизнес процессов необходима для того, чтобы понять то, какие бизнес процессы функционируют в компании.
- Также, с помощью карты бизнес процессов собственники и руководители компании смогут определить, то какие дополнительные бизнес процессы должны быть внедрены в компании, для того, чтобы достичь, установленных стратегических и финансовых целей.
Карта бизнес процессов. Как составить?
Для того, чтобы составить карту бизнес процессов, необходимо:
- Определить перечень работ, которые выполняются или должны выполняться сотрудниками компании для того, чтобы продукт или услуга были произведены и проданы клиентам;
- Объединить работы в бизнес процессы;
- Подготовить табличное или графическое представление карты бизнес процессов компании.
Как использовать референтные модели при составлении карты бизнес процессов?
Референтная модель бизнес процессов - это эталонный перечень бизнес процессов, которые в соответствии с лучшими мировыми практиками, могут быть внедрены в конкретной, отдельно взятой компании. Внедрение набора бизнес процессов из референтной модели может привести к повышению эффективности этой компании.
Референтные модели бизнес процессов помогут Вам при составлении карты объединить работы в бизнес процессы, а также определить бизнес процессы, которые должны быть внедрены в компании.
Также, референтные модели бизнес процессов помогут Вам понять то, какие бизнес процессы должны быть внедрены на предприятии для того, чтобы оно функционировало эффективно, достигало своих стратегических и финансовых целей.
От том, что такое эффективность бизнес процессов и как ее повысить, читайте в статье:
Оценка эффективности бизнес процессов
В указанном выше определении используются словосочетания "могут быть внедрены" и "может привести к повышению эффективности".
Использование этих конструкций говорит о том, что внедрять бизнес процессы, которые входят в состав той или иной референтной модели необходимо только после проведения оценки эффективности таких действий.
Референтные модели бизнес процессов формируются специальными организациями, в состав которых, в качестве членов входят представители различных компаний, которые могут принадлежать к одной или нескольким областям бизнеса. Каждый участник такой организации принимает участие в формировании библиотеки лучших практик построения и улучшения бизнес процессов.
Примерами референтных моделей бизнес процессов являются следующие:
- Модель процессов Майкла Портера;
- Референтная модель процессов APQC (https://www.apqc.org);
- Референтная модель бизнес процессов eTOM; https://www.tmforum.org/business-process-framework/
Карта бизнес процессов. Когда ее необходимо обновлять?
Обновлять карту бизнес процессов необходимо в следующих случаях:
- Внедрение новых бизнес процессов компании;
- Прекращение функционирования существующих бизнес процессов;
- При переходе компании от одного этапа жизненного цикла к другому.
Каждая компания проходит следующие этапы своего жизненного цикла:
- Запуск бизнеса;
- Развитие бизнеса;
- Зрелость;
- Упадок.
На каждом из перечисленных этапов бизнес претерпевает изменения. Меняется и карта бизнес процессов компании.
Например, на этапе запуска в компании закупки всех необходимых для ее деятельности ТМЦ осуществляются собственником или под его прямым контролем.
По мере роста бизнеса, а также, на этапе его зрелости, собственник поручает организацию и контроль выполнения закупок наемному сотруднику - Директору по закупкам.
В процессе закупок компании начинают принимать участие большое количество подразделений, таких например, как финансовый департамент, департамент безопасности и юридический департамент.
Увеличиваются и объемы закупаемых компанией ресурсов.
В связи с этим, в компании появляются процессы поиска и отбора поставщиков, процессы мониторинга закупочных цен на рынке, процессы проверки поставщиков. Все перечисленные процессы постепенно добавляются в карту бизнес процессов компании.
При изменении стратегии компании.
Во время функционирования бизнеса в карту могут быть добавлены процессы, которые должны быть внедрены в компании в соответствии с изменениями стратегии компании.
Предлагаем Вашему вниманию два примера того, как изменение стратегии компании влияет на изменение структуры ее бизнес процессов
Пример №1
Если компания в ближайшие три года, помимо продажи продукции сторонних производителей планирует организовать собственное производство, то для этого необходимо организовать процесс исследований, проектирования и разработки продукции, а также наладить производственный процесс.
Пример №2
Если компания планирует организовать продажу своей продукции в зарубежных странах, то для этого необходимо внедрить процесс экспортных продаж и процесс таможенного оформления экспортируемых товаров.
Также, в компании должны быть внедрены процессы таможенного оформления возвращаемых заграничными клиентами товаров.
Надеемся, что приведенная в статье информация поможет Вам при составлении и обновлении карты бизнес процессов Вашей компании.
Кроме того, Консалтинговая компания "Business Adviser" проводитТренинг. Бизнес-процессы: эффективное управление,на котором можно узнать о том, как эффективно управлять бизнес-процессами, а также получить навыки:
- Постановки целей компании;
- Определения и построения бизнес-процессов для достижения целей компании;
- Анализа бизнес-процессов компании;
- Оптимизации бизнес-процессов компании;
- Описания бизнес-процессов компании.
Для записи на тренинг звоните по телефону: [відкрити контакти] .
Консалтинговая компания «Business Adviser» оказывает Услугу «Повышение операционной эффективности компании».
В рамках оказания услуги специалисты консалтинговой компании выполняют следующие виды работ:
- Трансформация операционной модели.
- Оптимизация затрат.
- Оптимизация бизнес-процессов.
- Реинжиниринг бизнес-процессов.
- Определение процессов для автоматизации.
- Разработка ключевых показателей эффективности бизнес-процессов.
- Оптимизация организационной структуры и численности персонала.
- Внедрение инструментов бережливого производства (Lean Six Sigma).
- Совершенствование процесса управления инвестициями.
Для заказа услуги, звоните по телефону: [відкрити контакти] .
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Виробництво, промисловiсть Менеджмент, керування, KPI