Обратная связь, или Свет мой, зеркальце, скажи! Да всю правду доложи…
Существует ли отрасль психологии, где нет обратной связи? И в консультировании, и в групповой работе это понятие прочно обосновалось. Это мощнейший инструмент в руках понимающего профессионала!
Существует ли отрасль психологии, где нет обратной связи? И в консультировании, и в групповой работе это понятие прочно обосновалось. Толкуется оно очень по-разному, да и используется в соответствии с «политическими» взглядами специалиста. На самом деле – это мощнейший инструмент в руках понимающего профессионала! Качественная обратная связь может явиться планом к изменениям, личностным ростом и коррекцией недостатков. И в то же время, этот инструмент прекрасно разрушает, унижает и дает беспочвенные надежды в руках дилетанта.
К сожалению, в 70% случаев обратную связь используют, чтобы:
- Высказать личное субъективное мнение о данном Человеке;
- Прикрутить несуществующие крылья, предварительно облизав со всех сторон его будущего владельца;
- Спустить пар группы, либо конкретной личности;
- «Отдать долг» (кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку);
- Показать свою крутизну и психологизированность;
- Просто что-то сказать… ведь все говорят…
А что нам может подарить обратная связь, если ее провести по правилам?
- Изменение поведения, установок, отношений, жизни;
- Понимание своих сильных сторон и своей зоны ближайшего развития;
- Поддержку и уверенность в своих силах;
- Направление движения в пути личностного роста;
- Встречу с реальностью;
- Тепло и радость…
Каковы же эти основные правила качественной обратной связи? Что и как нужно говорить и делать психологу, чтобы добиться максимальных результатов?
Во-первых, инструмент обратной связи очень деликатный – как прогулка по лезвию ножа. Поэтому, прежде, чем применять его, необходимо четко поставить цели и определить предстоящий результат. Помогут в этом ответы на вопросы:
- Нужна ли обратная связь в данном конкретном случае?
- Готов ли Человек к получению обратной связи?
- Готов ли психолог и участники группы к непростому инструменту обратной связи?
- Какие цели могут быть достигнуты в результате?
- Задал ли я регламент и стандарты для предоставления и получения обратной связи?
- Кто и в каком порядке будет давать обратную связь?
Если Вы нашли ответы, то следующим шагом будет научиться самому и научить участников группы (в случае групповой работы) правильно предоставлять обратную связь:
- Обратная связь дается не на Человека, а на его действия и поступки;
- Обратная связь носит БЕЗоценочный характер – т.е. говорит о чувствах и переживаниях человека, без обобщений, углублений в тему «помню был один случай…»;
- Обратная связь должна быть конкретной и ясной, поведенчески понятной;
- Обратная связь дается для Человека, ее получающего, а не для реализации амбиций говорящего;
- Обратная связь должна быть личностной, то есть базироваться на «Я-сообщении»;
- Обратной связи должно быть столько, сколько готов воспринимать Человек.
Я обычно ввожу правило «80 / 15 / 5».
Сейчас объясню. Человек, который готов воспринимать обратную связь, может по-разному реагировать на этот универсальный инструмент. Например, получив много негатива, может потерять веру в свои силы изменить ТАК МНОГО, либо вообще включить отрицание. Или, получив восхваления и радостные возгласы «Все прекрасно!!!», - высокомерие, либо разочарование – «Куда же мне расти дальше?»
Помня, что человеку надо сказать 9 хороших слов, чтобы он был готов воспринять 1 слово критики, я предлагаю участникам тренинга правило «80 / 15 / 5». Обратную связь необходимо начинать с позитива:
- Что было сделано хорошо – 80%
А завершать пунктами:
- Что можно было бы добавить? (хорошо, но мало) – 15%
- Что изменить? – 5%
Важным пунктом организации обратной связи является соблюдение правильной очередности подачи обратной связи в группе:
- Первым высказывается сам объект обратной связи (о своем действии, манере поведения, презентации);
- Затем желающие из группы;
- В последнюю очередь – ведущий группы.
Такой принцип позволяет:
- Услышать, что же думает по этому поводу сам Человек;
- Выстроить свою обратную связь в соответствии с услышанным, опираясь на опыт и мотивы живого Человека, а не на свои фантазии;
- Избежать эффекта «гуру» со стороны тренера, когда под влиянием авторитетного мнения специалиста, остальные выстраивают свои мысли в соответствии с «правильными».
И самый большой ресурс для участника, получающего обратную связь – его ответная реакция.
Ошибочная ответная реакция на обратную связь может быть трех видов:
1. Нулевой – как у памятника, над которыми летают голуби;
2. Оправдывающейся – не хотел, не виноват, больше не буду;
3. Агрессивной – сам дурак.
Но при этих вариантах человек имеет шанс ничего не получить в будущем. Если партнер по группе решился рискнуть отношениями и сказать, то, что думает, для улучшения человека, то, получив в ответ ноль, оправдание, либо агрессию, наверняка в следующий раз промолчит. Это приведет к тому, что Человек в следующий раз недополучит пользы и упустит возможность чему-то научиться.
Поэтому единственно адекватной реакцией на обратную связь является открытое и искреннее «Спасибо!»
Автор: Екатерина Кравец
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект Тренінги для тренерів