Почему не получается выучить английский язык и как это исправить

Познать что-либо во времена, когда все учат всему, не зависимо от образования, квалификации, опыта и достижений, непросто. Хотя кажется, что должно быть наоборот.

На волне всезнайства открываются курсы, школы, разрабатываются приложения, сервисы репетиторов. За всем этим не видно конкретного человека, который пытается выучить иностранный язык. Того, кто оплачивает все это великолепие, проводя десятки бесплодных часов за просмотром видео на YouTube, сериалов, посещая speaking-клубы, курсы, занимаясь онлайн, устанавливая на смартфон приложения. 

С чего начать учить английский язык? Список всех существующих сегодня форматов, конкурирующих между собой за кошелек студентов всех возрастов, можно разделить на условно-бесплатные и платные. 

Условно-бесплатные:

  1. Уроки на YouTube.
  2. Уроки с объяснением грамматики и упражнениями или базы диалогов на разные темы в открытом доступе в Интернете.
  3. Фильмы, музыка, радио, подкасты

Перечисленные форматы не подходят для старта или рестарта обучения английскому языку. Можно ли научиться чему-то в хаосе? Хватаясь то за одно, то за другое? Перескакивая? Начиная учить и бросая? Нет. Пытаясь учить языки по видеороликам на Youtube, фильмам, музыке, зазубривая фразы и читая правила, смотря и слушая все, что выдает поиск, тематические «паблики» в социальных сетях и месседжерах, люди впустую тратят время. Вы пробовали, имея минимальный словарный запас и знания грамматики «учить английский по фильмам»? Это невозможно. Смотреть часовую серию 5 часов с ручкой и блокнотом, останавливая видео после каждой фразы? Но, хуже всего то, что пытаясь ухватить обрывки речи и правил то там то сям, человек приобретает неверные языковые привычки. От них трудно избавиться – это, что педагоги называют «переучивать сложнее, чем научить с нуля правильно». Кроме этого, нашему мозгу нравится развлекаться, а не учиться. И впоследствии человек не может даже просто сосредоточиться на обучении. Час занятий по строго выверенной программе покажется ему вечностью и тяжким трудом.

Перечисленные форматы 1 и 3 хороши в качестве дополнительных источников поддержки навыков слушания после достижения вами уровня B2. А п. 2 – заучивание фраз, текстов и чтение отрывочной информации нет смысла использовать. Почему? Читайте дальше.

Платные форматы: 

  1. Офлайн и онлайн-курсы и школы.
  2. Индивидуальные онлайн-занятия с репетитором / носителем языка / студенткой иняза / кем-то, кто жил в англоговорящей стране и думает, что знает язык и может обучать других.
  3. Онлайн-курсы и школы с программами для разных уровней владения языком, интенсивами и тематическими программами, микс индивидуальных и групповых занятий, speaking-клуба, приложения школы с видео, упражнениями и тестами. Другими словами – чем больше, тем лучше.
  4. Приложения для изучения иностранных языков, такие как LinguaLeo, Duolingo, Memrise, микс из зубрилок слов, видео, фильмов, подкастов и текстов.
  5. Speaking-клубы и онлайн-интенсивы на 10 – 30 – 40 дней.
  6. Самоучители и учебники.

Ирония заключается в том, что сегодня бОльшая часть платных предложений по обучению английскому языку по своей сути, содержанию и наличию методик отличается от условно-бесплатных только фактом взимания с людей денег.

Как это ни парадоксально, часто даже самые распиаренные офлайн и онлайн-курсы и школы (1, 3),  репетиторы / носители языка (2) и приложения (4), имеют серьезный недостаток – они не содержат систему обучения и обучают не по строго выверенной методике с жестким таймингом и контролем, а по деталям из разных наборов Lego. Собрать из этого цельную работающую методику и провести по ней взрослых, занятых людей не получается. 

Поэтому, программы напоминают лоскутное одеяло: вот вам кусок текста – прочитайте, вот видео – посмотрите, вот фразы – выучите, вот правило – запомните (не поймите, а запомните, хотя можете и не запоминать – ошибаться не грех). Ну, будете говорить, как дикарь. Кого в наше время этим удивишь!

Приложения. Каким бы стремительным ни было развитие AI-технологий, методы обучения человека неизменны и таковыми останутся всегда. Если вы мечтаете дожить до того времени, когда вам вживят чип с набором языков на выбор – лучше начинайте учить английский самостоятельно и как можно раньше. Так можно убить трех зайцев: развить мозг, изменить жизнь и остаться человеком. Согласитесь, звучит соблазнительно.

В приложениях грамматика принципиально не объясняется или объясняется коряво и поверхностно. Упражнений на продвинутую грамматику нет или они минимальны. Мало кто подвергает сомнению основы, на которых построены алгоритмы приложений, а зря. Невозможно выучить иностранный язык быстро, легко, играючи. Учить язык играючи могут только маленькие дети. У взрослых путь один – выделять время и погружаться в обучение с головой. 

Если же говорить о speaking-клубах и так называемых онлайн-интенсивах на 10 – 30 – 40 дней, то здесь в принципе новичкам делать нечего. Представьте себе, сколько тем затрагивают в обычной беседе вечером в ресторане, скажем бизнес-партнеры? Или даже случайные знакомые? Две-три? Конечно же, нет. Тем намного больше. Разговор коснется и вас, и ваших собеседников, и работы, и погоды, и последних новостей, и кино, и музыкальных предпочтений, и гастровкусов, и семьи... И, и, и… А вас натаскивают на заучивание тематических диалогов. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. О чем вы будете говорить, имея минимальный словарный запас с людьми, до которых вам нет никакого дела? Заучивание шаблонов приводит к обратному результату: сковывает и отключает способность самостоятельно формулировать мысли на английском языке.

Дополнительно стоит отметить, что в платном «англо-пазле» почти всегда отсутствует важный элемент – информация о логике языка и культуре его носителей. Даже самая сильная мотивация убивается равнодушным отношением к предмету изучения. Если за языком, который учишь, не видеть людей, не интересоваться их жизнью, культурой и традициями, очень скоро процесс обучения превратится в рутину и сойдет на нет.

Что же делать? 

До уровня B2 английский язык учат по учебнику и, желательно, с профессиональным преподавателем (не путать с репетитором). Почему не с репетитором? Репетитор натаскивает на конкретные темы или под задачу (например, сдать тест). А нам нужно понять логику языка, научиться слышать, понимать и самостоятельно говорить на любые темы. 

Чтобы не быть голословной, порекомендую хороший самоучитель английского языка Дениса Третьякова «English. The 1st sinking. Английский язык. Первое погружение» с аудио, удобными грамматическими схемами и пошаговой системой занятий. Кроме этого, будет не скучно – это образовательный ситком, герои которого учат английский язык вместе с вами.

Многие люди всю жизнь учат английский: в школе, потом в институте, затем самостоятельно / в школах / с репетиторами. Постоянный процесс с нулевым результатом. Статистика DenEdSy такова, что к 30-35 годам, перебрав игры, курсы и приложения, люди начинают подходить к выбору методов изучения языка более вдумчиво.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Саморозвиток