ДНК жизнеспособного бизнеса
Сотрудники — это кровеносная система компании; уберите их — и компания умрет, от нее останется только скелет, состоящий из помещений и офисов, зданий и товарно-материальных запасов.
Мы все прекрасно знаем пословицу –"Один в поле не воин".
Я всегда говорю своей Команде: «Даже самый лучший руководитель, не способен сделать чудо в одиночку. И без команды, без своих сотрудников мы всего лишь просто люди, которые что-то умеют делать хорошо».
Сегодня мы все находимся в зоне турбулентности- это скорость изменений, огромный поток информации и изменение бизнес-моделей, а для многих образа жизни. И все это сопряжено с большими ожиданиями, конкуренцией и повышением планки во всех сферах жизнедеятельности человека.
И если самому в своей жизни ещё можно разобраться и навести подобие порядка, то с бизнесом всё намного сложнее. Сложно сегодня всем: и малым, и большим компаниям. Уточню смысл «Сложно», в контексте повышенных требований и возможностей, скорости принятия решений и понимания необходимых ресурсов. Список бесконечный.
Стоит отметить, что наряду с изобретениями человечества, мы каждый день пользуемся уже созданными благами и инструментами, просто для каждой ситуации они воспринимаются и полезны, если смотреть на них под новым углом.
Вопрос о котором хочу поговорить – как выжить сегодня в этой турбулентности, как быть лучшим или как остаться на плаву (формулировка может быть разной- суть неизменна)!
Мы часто говором об эффективности, но есть ещё одно важное и емкое понятие, на которое хочу обратить внимание – жизнеспособность компании.
Жизнеспособность компании – это набор инструментов, качественное использование, которых даёт отличные результаты. Теперь подробнее и начну со статистики.
Проведенный исследовательской организацией Ipsos Mori опрос 100 высших руководителей из 500 самых крупных компаний Великобритании показал, что «привлечение, мотивация и сохранение лучших работников» является сегодня главным приоритетом для большинства компаний наряду с повышением эффективности и разработкой правильной стратегии.
Итак ТОП -3 приоритетов на сегодня по мнению экспертов:
- лучшие сотрудники;
- повышение эффективности;
- наличие правильной стратегии.
Почти 30 лет назад Том Питерс и Роберт Уотерман из McKinsey опубликовали работу, которая стала бестселлером и завоевала огромное уважение в деловой среде. Эта книга называлась «В поисках совершенства: Уроки самых успешных компаний Америки». Возможно, главное достоинство книги — это знаменитая концепция «7S». Проанализировав 43 компании из списка 500 лучших в США, Питерс и Уотерман определили семь факторов, которые позволяют организовать компанию правильным образом, повысить ее эффективность и жизнеспособность:
- Стратегия;
- Структура;
- Система;
- Персонал;
- Навыки;
- Стиль;
- система ценностей.
В одном из источников я нашла другую трактовку, она о том же, но чуть детальней и актуальней, и состоит из 8 пунктов:
- ответственность и подотчетность;
- взаимодействие с внешней средой;
- руководство;
- возможности компании;
- сотрудники компании, разделяющие миссию и корпоративные ценности;
- координация и контроль;
- инновации и освоение нового;
- мотивация персонала.
Эксперты McKinsey советуют уделять особое внимание шестому и восьмому принципам.
Теперь как с детской картинкой, давайте найдём 5 отличий эффективности от жизнеспособности.
Эффективность — это результаты работы организации для заинтересованных сторон, выражающиеся в финансовых и операционных показателях, которые оцениваются с помощью таких критериев, как чистая операционная прибыль, рентабельность используемого капитала, общая акционерная стоимость компании, уровень операционных затрат и оборачиваемость запасов.
Жизнеспособность — это способность организации обновляться, корректировать свои действия и выстраивать стратегию быстрее конкурентов, что позволяет поддерживать выдающуюся эффективность на длительном отрезке времени.
В дополнение статистика на эту тему:
1. Соотношение объема продаж и количество сотрудников в розничной торговле составляет 31 % в обычной и 53 % в жизнеспособной компаниях;
2. Прибыль на 1 сотрудника работающего с корпоративными клиентами в жизнеспособном банке составляет 19 % по сравнению с 8 % в обычном;
3. Жизнеспособная телекоммуникационная компания может сократить отток абонентов на 65 % по сравнению с 35 % в обычной.
Все это реально, только в команде, которая обладает определенными характеристиками:
- высокий уровень вовлеченности;
- высокий уровень удовлетворённости;
- отождествление целей компании со своими возможностями и реализацией.
Ларри Боссиди, бывший председатель правления и генеральный директор Honeywell и Allied Signal, выразил свое мнение так: «Невидимые с первого взгляда вещи, такие как поведение и мысли сотрудников, так же важны, как и физические активы. Изменение стратегии или структуры само по себе может лишь незначительно улучшить ситуацию».
Дон Аргус, бывший президент ВНР Billiton, полагает, что ключ к успеху в долгосрочной перспективе кроется в «мобилизации и развитии сотрудников, чтобы они могли проявить все свои способности, креативность и заинтересованность в развитии компании».
Именно поэтому человеческий капитал компании, должен быть приоритетом каждого ТОПа/собственника.
Авторитетный пример: Джек Уэлч (один из самых эффективных ТОП-менеджеров в мире) и его принципы управления:
- 50% своего времени посвящал клиентам.;
- более 50 % рабочего времени кадровым вопросам;
- каждый год проводил оценку своих ТОПов с помощью руководителей подразделений;
- за 10 лет управления, иерархия между советом директоров и рядовыми сотрудникам сократилась с девяти уровня до четырёх – шести;
- обязал своих руководителей компаний делить своих сотрудников на три категории: 20 % лучших, 70 % средних и 10 % худших. Он всегда знал четыре имени лучших, четыре худших, двоих из которых как правило увольняли;
- списки на премирование согласовали только после предоставления 10 % худших.
О результатах и достижениях этого МЕНЕДЖЕРА (в самом глубоком смысле этого слова) можно говорить много и долго, но лучше всего брать пример и применять его методы, проверенные временем.
Аналогичный пример: Невилл Исделл, который пришёл в компания Coca-Cola драматический момент . Спустя какое-то время, которое было потрачено на оценку ситуации и повышение эффективности, он обнародовал «Манифест роста».
Исделл составил четкий план, в котором не только показал цель компании, но и четко определил, что нужно предпринять и как организовать действия сотрудников, чтобы добиться поставленной цели.
Компания сформировала рабочие группы по вопросам повышения эффективности, определению тактических целей компании и ресурсы, необходимые для их достижения.
Другие команды сконцентрировались на жизнеспособности бизнеса:
- как вернуться к проверенным временем ценностям;
- работать эффективнее на мировом уровне;
- улучшить планирование, ведение статистики, систему премирования
- заставить сотрудников работать с максимальной эффективностью.
Весь процесс выработки решений позиционировался как коллективный. Как объяснял Исделл, «секрет манифеста состоял в том, что он был написан 150 лучшими менеджерами, а всего в его разработке принимали участие 400 человек, так что это была коллективная программа действий».
Успехи не заставили себя долго ждать. Уже через два года компания выбралась из убытков: акционерная прибыль составила 20%.
Говоря о достижении и сохранении эффективности компании, интересно понять, что отличает успешных в этом отношении руководителей от их менее удачливых коллег?
Парадоксально, но главное отличие — это как раз концентрация на эффективности. Свято служащие идее эффективности менеджеры прикладывают львиную долю усилий к выполнению поставленных целей квартал за кварталом, год за годом.Однако они забывают о необходимости инвестиций в жизнеспособность организации, которые необходимо сделать сегодня, чтобы организация смогла опережать конкурентов и развиваться завтра.
И это не всегда очевидные вещи или результаты, что-то остаётся «за кадром», но однозначно влияет на важные моменты устойчивости компании.
Ещё один пример: Президент компании Infosys Technologies, специализирующейся на ИТ и консалтинговых услугах, Н. Р. Нараяна Мерфи, например, отмечает, что необходимо «взрастить в сотрудниках чувство уверенности в будущем организации» и «создать некое подобие структуры ДНК внутри организации» для обеспечения успеха в долгосрочной перспективе.
Есть результаты проведенных исследований в ходе выяснили, что часто удача отворачивается от компании из-за чрезмерной склонности руководства к традиционным, статичным методам управления. Оно концентрируется исключительно на годовых и квартальных планах, вместо того чтобы использовать динамичный подход, включающий в себя не только эффективность, но и жизнеспособности компании, т. е. ее способность быстрее, чем конкуренты, реагировать на ситуацию и в оперативном режиме вносить изменения в собственную структуру и методы работы.
Таким образом, если существует потребность в более динамичной оценке совершенной структуры организации, как можно этого добиться?
Как и с кто это способен сделать?
И опять мы о человеческом ресурсе или ДНК компании и на этот раз о лидерстве, о котором так много говорим, так мало видим примеров и так много ожидаем. Если компании повезло с руководителем или собственником, который и есть тот лидер, за которым идут, который интуитивно принимает решение вместе с ответственностью, то в список ТОП-3 приоритетов добавится и жизнеспособность компании, которая однозначно поможет справиться с любой зоной турбулентности.
Все не просто, но эффективно и в самых хороших трендах и требованиях времени. Жизнеспособная компания для меня- прямая связь с целями каждого собственника.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI