Стратегическая инертность и ложный оптимизм
Опрос на тему «Как на вас повлиял коронавирус» натолкнул на размышления, что те из нас, кто не ощутил значительных изменений в своей профессии, сейчас ощущает то, что последствия пандемии все же догоняют нас и в воздухе витает дух грядущих перемен.
Большое количество людей отмечает, что реалии поменялись. Кто-то говорит, что в работе не изменилось ничего, но при этом пропала мотивация и появилась тревожность, сложнее заставлять себя работать, стерлись смыслы. Большинство же отмечали, что хоть и остались на прежнем месте работы, но чувствуют, что есть ухудшения, которые еще летом не были так очевидны.
Есть отрасли которые ощутимо пострадали – рестораны, авиаперелеты, туристические фирмы. Остальные же еще летом говорили, что в принципе все не плохо, но сейчас и они ощущают, что перемены произошли без их согласия и участия. Там, где были в начале карантина хорошие контракты и казалось, что результативность не пошатнется, там уже сегодня создались пропасти от задержек по платежам, зарплатам, штрафам. И все, что казалось вполне контролируемым еще несколько месяцев назад, сегодня превратилось в снежный ком, который сметает с рынка компании одну за другой.
Так же и с теми, кто остался на плаву, чей бизнес и сегодня востребован. Например, фермеры, которые производят продукты по прежнему сбывают свою продукцию, но далеко не в тех масштабах, в которых это было до пандемии. Да, рестораны продукты берут не в былых объёмах, но берут рынки, не возьмут рынки, тогда возьмут супермаркеты. Казалось бы все не так плохо, но в целом покупательная способность все-равно снижается. Поэтому, волна изменений догоняет и их тоже.
Но есть отрасли, которые медленно, тихо угасают. Где-то перемены происходят, но они не настолько очевидны, чтобы принимать какие-то решения и начинать двигаться в другую сторону. При этом человек все-равно замечает и понимает, что что-то происходит в пространстве и это переростает в какую-то тревожность и потерю смыслов в работе. Я не могу себя заставить, потому что глубоко в душе я понимаю, что это ни к чему не приведет, что нужно принимать какие-то волевые решения, но пока я не готов посмотреть честно правде в глаза.
На эту ситуацию нужно посмотреть с оптимизмом. Но вот у слова оптимизм есть два значения, по моим представлениям, совершенно противоположные.
Первый оптимизм – это когда я, как страус, прячу голову в песок от всего плохого и смотрю только на хорошее. А в боль, в темные углы, туда, где страшно, я не смотрю. Это своего рода детский оптимизм. Это пребывание в иллюзиях , это наивность и инфантилизм.
Но есть и другой , взрослый оптимизм, когда есть эмоциональная смелось смотреть в боль. Смотреть в настоящую реальность, а не в иллюзию и думать, как превратить это в свое преимущество. Принять решение, что не с бизнесом случилось, а для него, чтобы бызнес вырос, стал гибче, креативнее.
И настоящий оптимизм именно в этом. Если мы говорим о том, что нужно постоянно смотреть на свой бизнес и пересматривать его миссию и стратегию, то в такой ситуации как сейчас людям присуща стратегическая инертность.
Смотреть правде в глаза страшно и неприятно, потому не хочется видеть и картину целиком. Когда пугает неясность и неопределенность происходит прокрастинация . От этого попытки занять все свое время какими-то срочными делами и избежать принятия глобальных решений. Ведь правда и понимание проблемы усложнит работу, и придет понимание того, что нужно принимать решения и меняться.
Многие эти действия по своей природе делаются на внутренней смелости, внутренней энергии, в то время как большинство людей привыкли совершать изменения, когда что-то происходит вовне. Когда решение действовать рождается не на внутренней энергии, а на энергии окружающих обстоятельств, как ответ на то, что уже случилось. Когда что-то уже случилось, эта энергию и берется для действий, а смотреть профилактически и отслеживать потребности – этого мы стараемся не делать. В этом выражается стратегическая инертность.
И все же нужно выделить время и проанализировать, куда движется бизнес и начать с одного простого шага – проанализировать тренды, какие были и какие появляются. Тренды мы анализируем по шести параметрам: политические, экономические, социальные, технологические, экологические и демографические.
Как это делать подробнее мы рассмотрим в следующей статье.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI