Хронический стресс сотрудников увеличивает риск снижения экономических показателей предприятия

Количество психических нарушений в мире из-за условий труда растет и негативно отражается на финансовых результатах компаний. Профилактика становится необходимой.

Психологическая нагрузка и стресс на рабочем месте в последние годы обращают на себя все больше внимания. В первую очередь, потому что из-за них страдает производительность труда, качество производимого продукта, увеличивается текучка кадров и длительность пропусков работы по болезни, ухудшается атмосфера в коллективе. 

Одной из причин такого развития событий считают интенсификацию бизнес процессов на фоне увеличивающейся конкуренции и модернизации практически во всех сферах экономики и постоянного давления на работников с целью повышения эффективности труда. 

Медицинский термин «синдром выгорания» стал достаточно распространенным в широких кругах. Можно даже подумать, что это просто модный диагноз, своеобразная «награда за заслуги» для очень активных и ответственных работников. Исследователи в областях медицины, клинической психологии и медицинской социологии дискутируют, действительно рынок труда так сильно изменился, или все-таки люди стали значительно более чувствительны и менее выносливы. 

Реалии свидетельствуют, что количество психических нарушений в мире из-за условий труда растет и негативно отражается на финансовых результатах компаний. Некоторые врачи и психологи вместо синдрома выгорания ставят диагноз депрессии. Согласитесь, это уже совсем не награда. Если сейчас люди все меньше стесняются идти к психологу или психотерапевту, в прошлом большинство случаев утраты трудоспособности объясняли соматическими заболеваниями, хотя настоящая причина могла быть психологическая. Например, маскировочными диагнозами были боль в спине или вегетососудистая дистония.

Также со стрессами непосредственно связаны заболевания желудочно-кишечного тракта, увеличение веса тела, головные боли, боли в мышцах и груди, повышенное кровяное давление и бессонница. Все это значительно ухудшает качество жизни, рабочую мотивацию и может приводить к сокращению продолжительности жизни. 

Если в Украине подсчитать негативный экономический эффект от влияния чрезмерного стресса на экономически активное население, предприятия и государственную сферу не представляется возможным, то в более развитых странах такие цифры доступны. Например, еще в 2012 году федеральный институт безопасности и гигиены труда Германии опубликовал доклад на тему стресса, в котором определены основные стрессовые факторы на рабочем месте: требование наиболее эффективно работать при уменьшении времени на выполнение задания, ответственность и руководство, мультизадачность, реструктуризация предприятия и тому подобное. Было выявлено, что при хронификации эти факторы имеют чрезвычайно негативное влияние на презентеизм (состояние, когда человек, чаще всего больной, проводит на рабочем месте больше времени, чем это определено контрактом, преимущественно из-за страха потерять работу), внутреннюю миграцию и, прежде всего, на здоровье населения. Были сделаны выводы, что подход к управлению персоналом требует внимания. Отдых должен восприниматься серьезно, а реструктуризация предприятия тщательно планироваться.

Сегодня весь мир живет в условиях дополнительной стрессовой нагрузки - пандемии короновируса. Разрушение привычного образа жизни, постоянная фоновая тревога за жизнь и здоровье свое и близких, неопределенность перспектив развития как отдельных бизнесов, так и целых отраслей экономики - все это огромный удар по психическому здоровью общества в целом.

Последствиями ухудшения психического здоровья является невозможность адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать взвешенные решения и прогнозировать, нарушения мотивационной и волевой сферы человека. То есть неспособность нормально работать и отсутствие желания повышать свой профессиональный уровень. Плюс увеличение напряженности межличностного и межгруппового общения, вызывающее конфликты. Происходит формирование и закрепление порочного круга проблем связанных с профессией: синдром выгорания, снижение самооценки в профессиональной жизни, конфликты с коллегами и руководством, моббинг еще сильнее ухудшают психологическое состояние сотрудников. Нездоровая атмосфера в коллективе одна из серьезных причин ухудшения экономических результатов предприятия. Предприятия, на которых к сотрудникам относятся как к расходному материалу в нынешних реалиях живут ярко, но недолго. 

Поэтому очень важную роль приобретает профилактика стресса и устранение уже возникших негативных эффектов. С точки зрения безопасности, гигиены и психологии труда давно известно, как сохранить психическое здоровье путем выработки полезных психологических навыков, которые поддерживаются руководством в конструктивном сотрудничестве с подчиненными. Современный руководитель отвечает не только за наладку эффективных бизнес-процессов и качественную внутренню коммуникацию, к его зоне ответственности относится и корпоративное благополучие.

Я постоянно вижу, какой интерес и вовлеченность вызывают модули моих тренингов, предназначеные обучить участников методам саморегуляции в стрессе. С каким удовольствием они берут техники, чтобы затем применять их на работе и в жизни. Пусть эта тема пока на периферии сознания, и не считается важной и значимой для руководства компаний, персонал ощещает постоянную потребность в подобной поддержке и заботе. Ведь лояльность компании и желание отдаваться работе зависит от ежедневного отношения к людям.

Если вы чувствуете, что приишло время сделать жизнь компании или вашу жизнь в ней чуточку лучше, мои консультации и тренинги по работе с конфликтами и саморегуляции для вас. 

Запись на консультации по телефону [відкрити контакти](067) 402-99-60 (Viber)

Вы также можете заказать мои индивидуальные, открытые и корпоративные тренинги по управлению конфликтами и преодолению стресса в конфликтной среде ЗДЕСЬ.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI Психологія, емоційний інтелект