Подмена Знаком События
Если событие не происходит, можно сделать вид, что оно произошло. Если правда не срабатывает - можно воспользоваться мифом. Сколько раз мы попадаемся на эти манипулятивные уловки?
Рассматривая окружающую среду (мир) как текст, состоящий из множества текстов, которые, в свою очередь, состоят из знаков и сами являются знаками для «супертекста», можно увидеть действенный прием манипулятивного воздействия – подмену События Знаком.
В данном случае Знак – это то, что обоЗначает, что Событие, которое имеет свою историю совершения - совершилось. Оно теперь есть, бесспорно состоялось.
Этот прием опирается на социальные, культуральные мифы (они тоже являются Знаками в соответствующих текстах).
Хорошо видно использование приема в телевизионной рекламе, сериалах, боевиках.
Например, рекламный ролик рекламы пива с привычным сюжетом – в ночном клубе веселятся хорошо выглядящие молодые люди. В кадре – емкость с рекламируемым пивом.
Здесь идет опора на миф об успешности – ее признаках и долженствовании. В данной картинке (кстати, картинка - это наглядность, а наглядность в манипулятивном воздействии – практически «наше все!») признаки успешности наглядные и подразумеваемые. Молодость, физическая красота и целостность (инвалиды отсутствуют), модная одежда, раскованность, наличие друзей… Подразумевается, что у героев есть свободное время (кстати, в статье в журнале «Мысль» автор утверждает, что элита – это те люди, у которых есть свободное время. И с этой точки зрения высокооплачиваемый топ-менеджер – трудоголик, работающий 12-14 часов в сутки без выходных, элитой считаться не может). И подразумевается, что у них есть деньги для того, чтобы оплатить отдых в клубе и ту же емкость с пивом.
Другая часть мифа об успешности, оставшись за кадром, «незримо присутствует» – это ее долженствование, обязанность быть успешными.
И вот здесь изображение владения, приобретения емкости с пивом превращается в Знак. Знак того, что Событие – успешность – состоялось. Т.е. текст: « Я успешен(шна) и поэтому отдыхаю в ночном клубе и пью пиво» подменяется: «Я пью пиво и Поэтому успешен(шна)».
Нарративная психотерапия считает, что текст формирует личность. Соответственно, формируется поведение личности. Тем более, что таким образом сформулированный текст более приемлем для инстинкта самосохранения:).
В сериалах роль почвы для Знаков играют мифы, превратившиеся в нормы, неписанные правила. Эти правила определяют, над чем смеяться, плакать, чему ужасаться, негодовать, отвращаться. Т.е., героиня плачет не потому, что ей грустно, а зритель понимает, что ей грустно, потому что видит, как она плачет.
В боевиках все более формально логично - если хороший бьет ногой по физиономии другого героя, значит, тот, другой явно плох!
Знак обязательно должен иметь под собой почву. Иначе он будет непонятен адресату – как непонятны (или даже оскорбительны) жесты представителей одной культуры для представителей другой культуры.
Если говорить о манипулятивном воздействии, то здесь почвой для Знака будет предсказуемость адресата, произнесение и восприятие им текстов только на одном языке.
А в качестве защиты может быть та же непредсказуемость или, в нашем случае, возможность оперирования полилингвистичным текстом.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Культура, творчість Маркетинг, реклама, PR Психологія, емоційний інтелект