Наказать или уволить сотрудника?
В любой компании возникают ситуации, когда требуется увольнение сотрудника. При этом даже очевидные и регулярные его нарушения не всегда приводят к увольнению — а вдруг он пойдет в суд, вдруг начнется вся эта волокита, от которой столько мороки…
Итог: человек наглеет, дисциплина хромает, руководитель терпит до следующего раза, авторитет руководителя падает.
У вас тоже такое случалось, и вы не знали, что делать? Решиться на увольнение сотрудника или ограничиться наказанием? Между тем все давно придумано. Нужна только воля и немного знаний основ управления персоналом.
Увольнение сотрудника как высшая мера.
Увольнение сотрудника — это действительно высшая мера наказания работника, а эффективное управление всегда стоит на готовности уволить любого, кто не принимает и не соблюдает правил. Перспектива быть уволенным — это то, что должен понимать каждый, кто намерен нарушать установленные руководителем правила. Увольнение сотрудника происходит тем реже, чем более руководитель реально готов к этому. Ведь люди тоже знают это, а потому предпочитают не совершать проступков. Компания выглядит привлекательным местом, которое никому не охота покидать и нарываться на увольнение сотрудника.
Когда же руководитель не желает связываться с увольнением, с возможными судами и откладывает решительные меры, исполнительская дисциплина снижается, происходят сопутствующие неприятности. Однако увольнение сотрудника не всегда столь необходимо, чтобы принимать крайние меры. Очень часто правильное наказание предупреждает и исключает увольнение сотрудника.
Чего вы добиваетесь правильным наказанием?
Вы решаетесь на увольнение сотрудника и получаете:
- Кадровую потерю, хотя, возможно, и не очень расторопного «кадра»;
- Необходимость учить нового на место уволенного;
- Обиду и даже возможные суды.
На это стоит идти тогда, когда нужно.
Но если вы проводите правильное наказание, вы получаете:
- Сотрудника, убежденного в собственной неправоте;
- Его понимание, как правильно ему стоило бы поступать;
- Сотрудник не желает повторения наказания, а потому из двух зол (получить новое наказание или иметь неудобства от применения новых алгоритмов действий) выбирает все же изменение алгоритмов.
При этом для сотрудника жизнь не кончается, а руководитель готов поддержать его на пути исправления.
Согласитесь, ведь это и в самом деле более результативный путь, нежели просто увольнение сотрудника?
Как наказывать будем?
Легко сказать — накажи его морально. А как, если не понимает?
А вот если не понимает, то либо руководитель не нашел слов и мер воздействия, либо и в самом деле увольнение сотрудника — это единственный путь.
Но сначала испробуем методы наказания.
Итак, лучшая форма наказания — это задавание вопросов. Коротко, точно руководитель спрашивает работника, поворачивая его к собственному воображаемому зеркалу. Чтобы тот смог увидеть произошедшее в истинном свете. Никому не нравится подвергаться такому допросу, а потому работник, скорее всего, будет вертеться ужом и:
- Уводить тему разговора — а вы поворачивайте его к своему вопросу и откидывайте в сторону все лишнее;
- «Заводить собеседника» и выводить его в эмоции — за эмоциями теряется нить разговора и теряется нужный формат разговора;
Отсылать собеседника к ненужным деталям и обстоятельствам и пр.
Так методично и спокойно вы развернете его к его проступку, довершая эффект интонационно, воздействием контакта глаз, паузами и прочими дополнительными средствами, которые не укладываются в технологии, но вы сами их должны нащупать.
Не сразу получается вынуть из человека всю душу, и это тоже своего рода искусство, которое не одинаково по силам всем. И, безусловно, чтобы наказание было эффективным, вы должны знать и учитывать характер человека и его ценностные ориентиры.
Еще пара советов
1. Заметив нарушение, не «пылите» сразу. Возьмите себе время на обдумывание, лучший срок — три дня или хотя бы до завтра. Это время позволит охватить мыслью информацию в целом, в том числе и полученную из иных источников, прояснить причину. Наконец, гнев не дает результата, он только дает возможность выплеснуть эмоции.
2. Не надо распекать сотрудника — еще никому моралью не удавалось изменить чужую точку зрения. А вот вопросы вполне способны запустить мозг работника и заставить его думать о происшедшем.
3. Ставьте точку, сказав последнее слово — не «добивайте» проштрафившегося, не напоминайте и не «поражайте в правах», что не даст ему надежды на исправление, а значит, может привести к противостоянию или депрессивному состоянию. Вам же не нужна война? Если, конечно, вы не имеете цели уничтожение противника. В этом случае лучше увольнение сотрудника. Так что решайте, какой вы хотите получить результат.
Если наказание сделано правильно, оно результативно. Если толку нет, то и повторять его не стоит. Ищите иные способы, меняйте воздействие.
Пользуясь случаем, рекомендуем Вам, ознакомиться с уникальным ОНЛАЙН ТРЕНИНГОМ - "Нематериальная мотивации - как использовать этот ресурс для повышения эффективности работы персонала"
Больше информации на нашем сайте http://kgp.kiev.ua/
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI