Подчиненный-манипулятор. Как управлять. Разбор реального конфликта
Разбор реальной конфликтной ситуации на рабочем месте.
Как построить систему управления подчиненными так, чтобы эффективно выполнять поставленные задачи и при этом иметь комфортные человеческие отношения в коллективе? Этот вопрос довольно часто возникает у руководителей, ориентированных на отношения. Именно такие руководители чаще сталкиваются с ситуациями, когда доверие и свобода, предоставляемая подчиненным, оборачивается потерей управляемости. Что делать, когда попытки выстроить конструктивные отношения с подчиненным оборачиваются потерей контроля и уверенности в себе из-за его грубых манипуляций.
Давайте разберем реальный конфликт. Вопрос был задан на одном из открытых ресурсов. Стилистика автора сохранена. Назовем ее N.
"Ситуация на работе поставила меня в затруднительное положение
Коллега в моем подчинении , на каждое мое поручение имеет своё мнение. Не то что бы она лезет в бутылку, но рассуждает до победного конца пока я не сдамся и не сделаю это сама так как этого требует начальство. Она человек новый и во всем видимо видит более правильное решение, но начальство устраивает тот путь что был избран с момента открытия основной компании, мы же дочернее производство. Все новшества приходят свыше. (Но это все лирика)
Вчера было разногласие по поводу как и что делать. Объём работы не большой, но поскольку время отпуском надо думать наперёд, что бы всем было поровну что делать. Причём не только о завтрашнем дне надо думать, но и на послезавтра и даже больше. Но коллега по причине забывчивости не распланировала.
На мой вопрос: все ли распланировано, с учетом сегодняшнего дня
Ответ : да. Пусть сделают только сегодняшний объём
Я: сегодня должно быть сделано сегодня + чуть авансом для завтра
Она: я всё распланировала, пусть сегодняшний объём буде сделан завтра
Я: тогда будет задержка, отставание и аврал — какой в этом смысл?
Она: ты мне так сказала планировать
Я : ??? Я сказала про опережение , а не про отставание
И разговор пошёл по кругу не закончившись (конец рабочего дня)
Вечером я все думала почему разговор ходил по кругу. Но для ясности надо сказать, что разговаривать с ней не просто, т.к. она не даёт сказать и весь диалог идёт параллельно. Даже если я буду молчать и слушать её час, дав ей высказаться — это не значит что и у меня будет шанс сказать свою мысль или точку зрения. Если чьё то мнение отличается от её, то шанса высказать это мнение просто нет.
А сегодня она сказала, что ОНА вчера не могла меня убедить что надо работать с опережением, что я кричала на неё(все сотрудники разговаривают в пол голоса, что бы не мешать да и начальство рядом), что весь день я вела себя неадекватно, выглядела неадекватно и разговаривала как сумасшедшая. Все это она констатировалась ровным тоном, глядя в сторону с широко открытыми глазами.
Я: ок, это твоя версия вчерашнего дня. А теперь позволь мне сказать мою версию
Она: а это твоя версия и есть
Я: нет , это ты сейчас озвучила свою версию, я же вижу это по другому
Она: нет, это твоя версия и ты её уже озвучила
Я: когда? Я ещё и слова не сказала как я это вижу
Она: ты уже всё сказала, это твоя версия и я не хочу ещё раз это слушать.
Повисла пауза,я сделала вид что вернулась к работе, но работать я уже не могла — всё анализировала, что всё это значит? Меня заставляли поверить в то чего я не совершала, вывернув все мои слова наизнанку и добавив, что я была неадекватной всей день и во всём. (На работе больше 20 человек , общаемся плотно, включая начальство всех уровней. Уж кто нибудь да заметил бы мое вчерашнее сумасшествие.)
Вопрос: что делать? Как реагировать? Как работать вместе?
Где я сделала ошибку? В чем моя вина как коллеги, как женщины, как старшего по должности?
И что интересно, моя коллега очень хорошая в общении когда речь о детях, погоде, поездках, хобби.
Однако, Много жалуется про мужа, про начальство, про друзей, про братьев, про соц обслуживание. А один раз её сняли с самолёта за скандал с персоналом (указывала как должны работать). Женщина не пьёт, не наркоманка, занимается йогой, ЗОЖ, с ЧЮ."
Разбор ситуации
Манипуляторы бывают очаровательны в личном общении, особенно когда стремятся завоевать доверие или выстроить привлекательный публичный образ. Тем больший шок вызывает понимание, что этот человек ведет агрессивные военные действия против вас. Ведь нет никаких сомнений, что манипулирование - это одна из разновидностей стратегии соперничества, а именно - скрытое соперничество.
В описанной N ситуации ярко показан газлайтинг - манипулятивное воздействие, цель которого выставить противника неадекватным, заставить поверить в это и самого противника, и всех окружающих. Переворачивание и извращение смысла сказанного и сделанного для того чтобы выбить почву из-под ног, спровоцировать реакцию противника, в результате которой манипулятор может предстать жертвой немотивированной агрессии, собрать бонусы и всухую выиграть этот этап борьбы, испортив к тому же репутацию противника.
В некоторой степени подчиненной это удалось - N попала в состояние спутанности мышления и начала испытывать тягостные неприятные эмоции, засомневалась, нет ли ее вины в том, что происходит, начала искать свою ошибку. С другой стороны, именно отказ игнорировать дискомфорт и умение прислушиваться к себе сподвигли ее на поиск своевременной помощи.
Итак, заметив, что вами манипулируют, вы безошибочно можете сделать вывод, что против вас ведутся враждебные действия, вы являетесь стороной скрытого конфликта. А это значит, что необходимо определить, каковы настоящие интересы и цели манипулятора. Чего он хочет от вас? Какую роль вам готовит?
Можно предположить, что в данном случае, подчиненная меряется силами с N. Хочет ли она "подсидеть" N в будущем, либо желает ограничить ее власть как непосредственного руководителя, выйти из-под контроля, необходимо разобраться.
В зависимости от того как N представляет себе свою дальнейшую карьеру в организации, к какому стилю управления и решения конфликтов тяготеет, можно предложить несколько вариантов рекомендаций.
- Пожалуй, самый жесткий вариант решения - уволить подчиненную. Это обезопасит коллектив от разбалансировки рабочих отношений и снижения эффективности производственной деятельности, снизит коммуникативный стресс. Для сотрудников такой шаг будет наглядно демонстрацией границ дозволенного на рабочем месте, которые переходить нельзя. Руководитель подчеркнет свой властный статус.
- Формализовать и структурировать управленческое воздействие. Поскольку личным устным общением с руководителем подчиненная злоупотребляет, необходимо поставить ее в условия, когда распоряжения будут пониматься однозначно и выполняться беспрекословно. Распоряжения необходимо давать в письменном виде с указанием сроков под роспись подчиненной. Четко проговорить штрафные санкции, наказания и условия увольнения за невыполнение должностной инструкции. Требовать соблюдения правил рабочего распорядка и регулярных отчетов. Не сомневаться при необходимости применить санкции. Контролировать деструктивное общение с другими сотрудниками. Возможно, такое ограничение возможностей перехватить власть вызовет у подчиненной протест и она уволится самостоятельно, либо это станет профилактикой подобных попыток.
- Поработать над принятием собственной руководящей позиции, уверенностью при исполнении этой социальной роли. Присвоить себе право быть жестким руководителем, при необходимости. Для этого может понадобиться работа с внутренней агрессивностью, страхами, гендерными стереотипами, собственными мотивами и пр. Пройти обучение управленческим навыкам и компетенциям.
Психологические консультации по вопросам взаимоотношений в трудовом коллективе, личностных затруднений при выполнении профессиональных задач, профессионального выгорания, карьерного самоопределения, определения личной стратегии и тактики поведения со "сложными" коллегами и начальниками и другим, связанным с работой и бизнесом темам, проводит Маркина Татьяна - интегративный психолог, экофасилитатор, бизнес-тренер, специалист по конфликтам и стрессоустойчивости, Член Украинской ассоциации экологичной психологической помощи" (УАЭПП). Автор психотехник быстрых глубинных изменений. Эксперт по работе с конфликтами и обучению навыкам саморегуляции. Опыт консультирования - более 10 лет.
Консультация по предварительной записи. Тел/Viber [відкрити контакти]
Длительность - 1 час.
Стоимость - 500 грн.
Запись на консультации по телефону [відкрити контакти] (Viber, WhatsApp, Telegram)
Вы также можете заказать мои индивидуальные, открытые и корпоративные тренинги по управлению конфликтами ЗДЕСЬ.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI Психологія, емоційний інтелект