Сделаем коррекцию успешной. Ошибка принципа «Здесь-и-сейчас» для нашей культуры
Принцип «Здесь-и-Сейчас» в западной культуре. Психологичекие различия культур.Особенности восприятия цели в нашей культуре.Проблемы адаптации в нашем обществе.Что делать психологу, чтобы не попасться с клиентом в ловушку «Здесь и Сейчас» для клиента
Обучая технологиям НЛП для работы с последствиями травмирующих событий я обучала психологов различных направлений и обратила внимание на их трактовки исходя из их личных знаний . Многие трактовки не подходили для данного способа коррекции. Это естественно, сначала думала я, но потом обратила внимание на регулярно повторяющиеся несоответствия между трактовками того, что есть в других направлениях и того , что появляется в техниках, как работа с образами прошлого или будущего. Напомню вам, что НЛП отличается от других терапий тем, что нет консультанта, а есть когнитивная модель, внутри которой человек сам начинает трактовать свои события. Участники трактовали это из других направление а это не подходило к случаю.
Что такое коррекция
Задача психолога и психотерапевта- это помочь человеку разобраться в себе. Разобраться в себе для чего? Обращаю ваше внимание – разобраться в себе – это не самоцель, разобраться в себе нужно человеку для того, чтобы лучше адаптироваться. Коррекция – это способ помочь человеку адаптироваться в реальную жизнь. Ту, которая есть прямо сейчас, а не ту, которая была у его родителей, которую он или она вообразили себе по книгам и фильмам всяким или ту , которую в силу многих или привилегий, или ограничений детства он или она вообразили-построили у себя в голове. Отсутствие адаптации к реальности дает множественные эффекты, которыми занимаются различные направления коррекционных техник начиная от легкой неудовлетворенности жизнью и головных болей и до сложных невротических реакций –симптомов .
Коррекция нужна, когда программы человека , заложенные в детстве( ну, и, понятное дело, повлиявшие на последующее поведение) не соответствуют жизненным реалиям. Не соответствуют : у вас не получается достигать целей, которых вы хотите для себя в своей жизни. Говоря проще, у вас не складывается жизнь так, как вы бы хотели для себя, часто подходит чувство неудовлетворенности, физическое и душевное состояние не хороши, нет достижений целей или апатия, безразличие, жизнь в накатанной колее, сложности в личной жизни, конфликты многолетние, ну и так далее.
Что применяется для коррекции – специальное методы изменения восприятия, как минимум, чтобы человек смог найти свою же собственную ошибку. И как максимум, в НЛП и КПТ – изменение отпечатка воспоминания, так чтобы изменившийся в отпечатке алгоритм больше соответствовал реальности.
Какие это направления : психоанализы разных направлений – фрейдовский, юнговский, неопсихоанализ, гештальт, телесная терапия- райх, трансактный анализ, когнитивно-поведенческая терапия причем, практически все современные направления изначально – англоязычные
Обращаю внимание – все направления коррекции были созданы на основе научных направлений работавших для преодоления дезадаптивных программ людей западной культуры. Программы в любой культуре закладываются на основании семьи , ее традиций, воспитания родителей и приемов воспитания и образования данной конкретной культуры . И оказывается, что то, что является базовым принципом для коррекции в западной культуре работает в нашей с точностью до наоборот. Давайте рассмотрим принцип гештальт-терапии «Здесь-и-Сейчас» и особенности применения его для нащей культуры.
Принцип «Здесь-и-Сейчас» в западной культуре. Психологичекие различия культур.Особенности восприятия цели в нашей культуре.
Великий, основополагающий принцип гештальт-терапии : «Жить здесь и сейчас» , был активирован еще Фрицом Перлзом, предлагавшим клиентам осознавать свои телесные ощущения в данную минуту. «Здесь и сейчас» - это такой способ использования внимания, что в фокусе остается только настоящее, не поворачиваясь ни к прошлому, ни к будущему, важно только то, что происходит в данном месте, в данную секунду. Принцип «Здесь –и-сейчас» активно встраивают на тренингах и на личных консультациях, но позвольте обратить ваше внимание : большинство наших клиентов и так уже живет «здесь и сейчас» и , в общем-то, никуда в другое время и не торопится и даже не умеет торопиться. Западная ментальность предполагает развитие целеустремленности и ответственности , начиная с раннего детства. На фото слева : страница из современной британской книги для школьников по формированию эмоционального интеллекта для начальной школы (4-8 лет), это пример формирования цели в жизни. По этому образцу ребенок должен создать свой план в возрасте 5-6 лет. Безусловно, это скажется на формировании возможных невротических симптомов, таких как зависание в будущем или поиск ошибок в прошлом, которые помешали создать запланированное будущее и страх наказания, как оборотная сторона ответственности. Но это для западной культуры, а в нашей культуре наблюдается совершенно иная картина , особенная для жителей пост-советского пространства :
То, что вырабатывается в западной культуре у детей отличается от того, что вырабатывается в нашей. Одной из характерных особенностей нашей культуры является сложности в создании позитивного будущего и долгосрочных целей. Предполагаю, что началось это достаточно давно, но этому уделялось крайне мало внимания психологическими школами . По крайней мере, за время советского периода психологии потому как у Ивана Павлова мы находим потрясающее свидетельство различия культур:
«Следовательно, для полного, правильного, плодотворного проявления рефлекса цели требуется известное его напряжение. Англосакс, высшее воплощение этого рефлекса, хорошо знает это, и вот почему на вопрос: какое главное условие достижения цели? - он отвечает неожиданным, невероятным для русского глаза и уха образом: существование препятствий. Он как бы говорит: "Пусть напрягается, в ответ на препятствия, мой рефлекс цели - и тогда-то я и достигну цели, как бы она ни была трудна для достижения". Интересно, что в ответе совсем игнорируется невозможность достижения цели. ( « Рефлекс цели». Иван Павлов)
Свидетельство Павлова дает возможность обратить внимание на особенности общества, в котором, фактически, созданы психотерапевтические техники – важность достижения цели и преодоления препятствий . Даже современные факты подтверждают это . Так, например, ПМ Великобритании, первый в Итоне, Борис Джонсон отпустил такую фразу : «Exams work because they’re scary” – «Экзамены работают потому, что они пугают».
А вот по Павлову преддверием особенностей нашего общества являются: «Когда отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушное или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе, - навевают мрачное настроение, я говорю себе: нет, это не коренные наши черты, это - дрянный нанос, это проклятое наследие крепостного права. Оно сделало из барина тунеядца, освободив его, в счет чужого дарового труда, от практики естественных в нормальной жизни
стремлений обеспечить насущный хлеб для себя и дорогих ему, завоевать свою жизненную позицию, оставив его рефлекс цели без работы на основных линиях жизни. Оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо, без всякой жизненной перспективы, раз постоянно на пути его самых естественных стремлений восставало непреодолимое препятствие в виде всемогущих произвола и каприза барина и барыни.» ( «Рефлекс цели». Иван Павлов).
Когда мы читаем Павлова, то имеет смысл думать обо всей территории Российской Империи и о том, что крепостное право продолжалось на этой территории 364 года, создав , очевидно, очень сильную внутреннюю модель, передаваемую на генетическом уровне. Но, обращаю ваше внимание, на определение счастья для крепостного – быть барином, это не работать, ничего не делать , жить за счет чужого труда. Павлов сносил это к наличию крепостного права. Британский историк Джеффри Хоскинг отнес психологические особенности жителей Российской империи и , вследствие, СССР к проживанию далеких предков в зоне рискованного земледелия, что , с его точки зрения, изначально заложило неуверенность в достижении цели и магическое мышление. Это привело с точки зрения Хоскинга к отсутствию целеустремленности. В начале ХХ века американский нейропатоанатом Джордж Хассен отнес это к наличию проблем наследия большевистского эксперимента. О таких возможных последствиях Джордж Хассен писал : «Существующее конвульсивное катастрофическое движение, известное как русская пролетарская революция, имеет многие особенности массового психоза, за которые нервная система будущих поколений России будет платить очень дорого» Люди, у которых все разрушено, не хотят потом ничего создавать, имея травматический опыт разрушения чего-то «до основания». Горький пародокс попытки создания нового мира. И еще, Хасен написал о распространении феномена наличия безразличия к страданиям других из-за голода 1918-1919 годов. Безразличие к другим и только желание выжить создает мощные условия передачи программы важности только здесь и сейчас, как основы выживания. Люди с такой программой будут испытывать повышенную тревожность и страх умереть, все время набирая всего, но никогда не удовлетворяясь Не в этом ли смысл того, что потомки выживших, добравшись до власти никак не могут остановиться в присвоении денег, взятках и прочих элементах коррупции – их гонит внутренняя программа. При этом они никак и никогда не думают о дне завтрашнем : его для них нет.
Жители Украины вышли из Советского Союза, «квинтэссенции» проблем рискованного земледелия, крепостного права и экспериментов большевиков всех вместе взятых. Это означает, что цель формировать не учились, программы поведения жить сегодняшним днем от крепостных, чувства других не интересуют. При этом наложился отпечаток и существования ССССР: В Советском Союзе не формировалась необходимость создания цели и смысла жизни для каждого отдельного индивида. Ну, конечно же, цель была, но была одна на всех : строительство коммунистического общества. Цель была очень большой, исключительно абстрактной, абсолютно не проясняющей конкретную роль каждого конкретного человека. Для каждого отдельного индивида формирование цели как-то не предусматривалось и люди формировали ее сами, исходя из реалий жизни : ВУЗ, квартира, машина, пенсия. Как-то так. Разнообразия в возможностях создания цели не было вообще, так как процесс усреднения и приведения всех к общему знаменателю создавал такую же разницу в целях, как разница между одно- двух- и трехкомнатными квартирами. Собственно и все. О том, что у ребенка формируется цель в жизни в 5 лет не знал никто. До сих пор даже многие психологи возрастную психологию изучают , но к себе или к своим детям не применяют и формирование качеств на определенных этапах развития происходит совершенно хаотическим путем, как сложится так и сложится.
Проблемы адаптации в нашем обществе.
Все вышеперечисленные особенности нашей культуры привели к тому, что у нас совершенно другие проблемы в адаптации :
Люди изначально не умеют формировать долгосрочные цели и не особо к этому стремятся. Если даже и узнают, что это важно, то все равно не знают, как сделать это правильно. Более того, разговаривая и рассказывая коллегам о том, что у детей формируется цель в 5 лет и демонстрируя британский учебник по развитию эмоционального интеллекта я часто слышала, что это невозможно, что дети перебирают, кем будут : «Он сегодня хочет быть водителем, а завтра –художником», хотя это говорит о том, что сами родители не знают чего хотят и не пытаются даже помочь ребенку определится с тем, чего он уже чувствует, что хочет. Если в этом сомневаются психологи, то что же говорить о тех, кто психологами не являются. Но на тренингах все-таки стали говорить о том, что цели важно ставить. На тренинги ходить модно, люди попадают туда, узнают об этом и начинают ставить цели в меру своего разумения, которое, увы , определяется все теми же факторами семейных и генетических программ, в которых достижения целей и удовольствия от результатов долгосрочных целей нет. И начинаются цели-что-я-хочу-сейчас, но выдам себе за долгосрочные. Есть такие современные крутые цели : «Я буду развиваться» - но надо же предположить куда и зачем вы собираетесь развиваться , развиваться – абстрактный глагол, становится каким-то обязательным социальным символом человека, как улыбка, например. При этом никто не говорит куда и до какого момента хочет развиваться, что конкретно развивает и для чего и что самое важное- из-за чего он это развивает. Если я развиваюсь, следовательно, я изначально недоразвит(и это правда), но надо же точно понять, в чем именно . Нет реальной сформированной цели, которая бы отражала жизнь в реальности.
Цель быстро заработать и цель поехать отдохнуть – тоже символ нашего общества и времени. – важно отдыхать . Часто к принципу здесь и сейчас добавляют наслаждение каждой минутой, переживание жизни, счастья, причем счастье предполагается в виде развлечений и отдыха. Современные психологические лозунги пестрят предложениями : «Научись отдыхать, научись расслабляться!!» Интересно, где-таки лозунги : «Научись учиться, трудиться и наслаждаться этим !» или очень злободневный лозунг : «Учись дисциплине!»
Дисциплина, основа хорошо и эффективно функционирующего общества, у нас не то что непопулярна, она просто забыта. А забыта потому, что она не нужна : людям, живущим здесь и сейчас не надо напрягаться и дисциплинировать себя, чтобы отложить удовольствие, они получают удовольствие прямо сразу, без оглядки на прошлое и будущее. Выпив, покурив, попутешествовав можно отогнать от себя мысли о своем непрофессионализме, о том, что неконкурентоспособен на рынке, о том, что разрушаются умы других людей, что поддельные лекарства не лечат и о многом другом. Собственное сиюминутное удовольствие есть, а дальше и не надо. На это удовольствие нужны деньги, поэтому так популярны взятки и откаты. Так что наши соотечественники и так постоянно живут «здесь и сейчас» , это то, что они очень хорошо умеют. Поэтому требования психологов, тренеров, консультантов на необходимости применить это к себе, когда удовольствия «Здесь- и - Сейчас» все-таки приводит к неврозам ( а, таки, приводит), дает странный результат: клиент напрягается, пар из ушей идет, придумывают они как им еще больше занырнуть в здесь и сейчас, а они и так там и дальше быстрых денег и следующего за ними отдыха и не особо думают. Это, кстати, и является основанием для распространения коррупции. Коррупция- это желание получить что-то очень быстро, за короткий промежуток времени и, желательно, не напрягаясь.
Для западной культуры, где у ребенка в начальной школе, в возрасте 5-6 лет формируют необходимость + умение формировать реальные цели во всей !!! своей жизни, умение создавать себе самомотивацию для их выполнения, уметь отсрочить удовольствие до получения результатов долгосрочных целей, корректировать свои эмоциональные состояния самостоятельно и тяжело работать, подчеркиваю, тяжело трудится !!! чтобы достичь цели , момент «здесь и сейчас» действительно приобретает значение, также как и отдых.
У нас же момент «здесь и сейчас» - это попытка начать отдыхать скучающему индивиду, который, в принципе и не напрягался и все не может понять кто он и как, и где ему перехватить деньжат ничего не делая :)
Что делать психологу, чтобы не попасться с клиентом в ловушку «Здесь и Сейчас» для клиента:
- Выяснить, как у клиента с целями вообще, с долгосрочными целями , в частности. Были ли они у него когда-то, есть ли сейчас.
- Проверить цели клиента на реальность !!! Под реальностью мы будем понимать , что есть в реальном материальном мире – настоящее состояние клиента, что клиент хочет создать в реальном материальном мире ( Цель или Желаемое состояние ) и что в реальном материальном мире нужно сделать, чтобы создать то, что хочется создать ( шаги для достижения цели или желаемого состояния).
- Проверить цели клиента на наличие целей –масок : тех , которые скрывают детский психологический возраст ( поддержка, еда, развлечения, отдых)
- При наличии таких целей как рост и развитие проверить, куда этот рост или развитие, собственно, собираются привести.( о видах целей поговорим подробнее отдельно)
- Проверить самому психологу, а какова его (ее) связь с реальностью , что у него ( нее) с целями, имеют ли они реальное отражение в реальной материальной жизни. Как высоко психологом оценивается отдых и развлечения, как с дисциплиной.
Дисциплинируйте себя. Учите себя. Тренируйте себя. Либо вы руководите собой, либо вы находитесь под внешним управлением. Не ищите себе барина. Не пытайтесь барином быть. Будьте свободным человеком, А свобода – это в первую очередь умение анализировать Прошлое , Настоящее и Будущее и понимать степени своей свободы.
Международный Тренер НЛП, психолог Оксана Болотова.
05.02.2020
Одесса
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект