Психологическая помощь. Ода автоматическим навыкам выживания
Поведение человека определяется его предыдущим опытом. Опыт хранится в долговременной памяти. В случае экстремальной ситуации опыт уже должен там быть, причем опыт, заложенный в спокойном, рассудительном состоянии,
Психологическая помощь. Ода автоматическим навыкам выживания при пожарной тревоге. Потенциальная подготовка
Вступление.
Психологическая помощь может быть разделена, в общем виде , на три этапа:
Этап 1. Потенциальная Подготовка( когда событие еще не произошло и неизвестно, произойдет ли).
Этап 2.Первая Психологическая помощь непосредственно во время события или сразу же после его окончания.
Этап 3.Психологическая Помощь как психосоциальная коррекция последствий травмирующих событий ( после окончания события).
Декабрь 2019 года внес свои коррективы в состояние одесситов. 4 декабря на Троицкой опять разделило историю Одессы на до и после и это надо принять. Принять то, что огнетушитель стал новогодним подарком и на Новый год, а детям Дед Мороз рассказывает теперь о правилах пожарной безопасности. Волна психологических изменений отразилась на всех жителях города. Мы – Инициативная группа ТрехУровневого Обучения- уже знаем первые результаты негативного изменения состояния населения.
Наша Инициативная группа уже пятый год на волонтерской основе проводит обучение населения как приемам Первой Психологической помощи так и более сложным способам работы с последствиями травмирующих событий. Сразу же после пожара к нам обратились психологи, как работавшие на Троицкой , так и школьные психологи, которые уже встретили последствия пожара и влияние пожара на жителей города, школьников и их родителей , в частности.
Первый результат: психологи, участвовавшие в ликвидации последствий пожара нуждаются в практических знаниях по работе с самими собой после работы с пострадавшими.
Второй результат: школьные психологи уже столкнулись с распространением паники среди подростков сразу после пожара- множественные случаи, когда дети боялись зайти в школы после пожара, так как смерть сверстников заставила их осознать, что и они смертны и это может произойти внезапно и никто ни от чего не застрахован.
Кроме этого, сразу после пожара стали организовываться и срочно проводиться учебные тревоги в некоторых школах, во время которых происходят несколько абсолютно недопустимых событий.
Событие номер раз: учитель собирает детей и говорит:» Там внизу есть дверь, потом сходите и посмотрите, у меня есть ключ, в случае пожара я ее открою . Вот и все, домой». Практическая тренировка отсутствует вообще.
Событие номер два: Детей гонят на выход, типа по пожарной тревоге, учителя продолжают пить чай в учительской, в пожарной тревоге участия не принимают, не царское это дело. Событие номер три : тревогу объявляют внезапно и не говорят, что она учебная. По окончании дети в истерике. Событие четыре : практически, при проведении таких скороспелых тревог нигде нет продуманного плана эвакуации класса за классом, так, чтобы не создавались пробки при выходе.
Теперь начнем говорить об Первом этапе : Потенциальная Подготовка.
Самый важный урок ! Обратите ВНИМАНИЕ !!!!
Психологическая помощь – это помощь человеку справляться с психологическим состоянием, которое у него возникает в момент катастрофы и способно полностью дезориентировать человека и лишить его возможности выжить.
Психологическая помощь начинается не в момент катастрофы\аварии и не после нее !!
Психологическая помощь начинается задолго до события, хотя при этом неизвестно, будет ли событие, но тренировка обязательна до события !
Может это событие вообще не произойдет, но навык, причем , доведенный до автоматизма, должен быть. Для доведения навыка до автоматизма важна стабильность проведения тренировок и повторяемость тренировок. Тренировки продуманного и просчитанного поведения в экстремальной ситуации.
Зачем Нужно тщательно тренироваться до начала потенциально возможно травмирующего события ? Напоминаю, дело в нашем устройстве, дело в нашей памяти, в ее структуре.
Поведение человека определяется его предыдущим опытом. Опыт хранится в долговременной памяти. В случае экстремальной ситуации опыт уже должен там быть , причем опыт, созданный не в экстремальной ситуации и сопряженный с негативными эмоциями, а опыт, заложенный в спокойном, рассудительном состоянии, который будет при использовании поднимать именно их, спокойные стабильные эмоции.
Должен быть опыт сохранения себя в спокойном состоянии + опыт поведения в экстремальной ситуации. Иначе ситуация может закончится катастрофически, так как нет опыта поведения для выживания. Спокойное состояние – это такое состояние, которое обеспечивает функционирование коры головного мозга . Кора головного мозга обеспечивает анализ ситуации, поиск подходящих случаев из имеющегося и их комбинации для выработки стратегии поведения. Но, увы, для не тренированного человека состояние стресса и опасности означает вступление миндалевидного тела, которое обеспечивает инстинктивные реакции Замри, Бейся, Беги и которому высшие разделы коры сразу передают функции, если нашли опасность.
Должен быть навык сохранения функционирования разделов коры несмотря на опасность – те самые спокойные , стабильные эмоции, при которых навык закладывался во время учебы.
Это означает, что тренировка обязана начинаться и продолжаться в спокойное и безопасное время, нарабатываться до автоматизма. Почему? Потому, что в ситуации катастрофы вступает миндалевидное тело, которое обеспечивает инстинктивные реакции Замри, Бейся, Беги.
Поэтому нужна дисциплина в обучении автоматическим навыкам. Да , такое вот забытое слово «дисциплина» , которого не хватает нашему обществу, которое много лет прожило в иллюзии, что все можно не делать, что само рассосется, что троечники управляют миром, что можно жить сегодняшним днем, что можно заплатить за экзамены и потом общество таких «специалистов» сможет выжить: лечиться, учиться, советоваться со специалистами, которые не учились, а «проплатили» экзамены, не имеют необходимых навыков, а выжить почему-то хотят.
Поэтому обучение населения поведению во время катастроф, пожаров, терактов и прочего должна проходить постоянно-периодично, продуманно, в спокойной обстановке, должны быть задействованы все!!! ВСЕ!! Кто находится в здании, вне зависимости от чинов, званий и занятости, ОБЯЗАНЫ иметь свое место по пожарной тревоге, иметь свои четкие обязанности и уметь их выполнять на уровне автоматизма. Более того, навыки, заложенные в спокойно-стабильной обстановке обусловлены со спокойными эмоциями работы коры и начало их исполнения в критической ситуации повлечет за собой включение работы коры и не даст вовлекаться миндалевидному телу, что обеспечит более продуманное и гибкое поведение в дополнение к автоматическим навыкам.
Навыки Психолога.Психолог также обязан тренировать себя в оказании первой психологической помощи и помощи себе после оказания психологической помощи пострадавшим ( Вторичный Травматический Стресс). Какими бы профессиональными не были навыки психолога в том направлении, в котором он работает, приемы Первой Психологической Помощи, приемы самопомощи и психосоциальная коррекция последствий травмирующих событий имеют свои специфические особенности и четкие приемы, которые обязаны быть выполнены в ситуации и после нее.
Тренировка психолога в навыках оказания помощи себе должна быть стабильной и постоянной, автоматические навыки психолога по приведению себя в активное позитивное состояние зависят от его( психолога) дисциплины. Можно перечислить некоторые профессиональные навыки психолога, которые необходимо тренировать при подготовке : умение сосредоточить внимание человека на себе , раппорт с человеком, контроль над состоянием человека- пульс, дыхание, контроль над его областью воображения, умение задавать вопросы, необходимые для ситуации, контроль над своей областью воображения, контроль над личной эмпатией, умение переводить эмоциональную эмпатию в когнитивную эмпатию. И в ситуации катастрофы они должны быть применены, практически на уровне автоматизма.
Во время тренингов я сейчас привожу в пример историю полковника Рика Ресколы, руководителя отдела безопасности банка Morgan Stanley в Мировом Торговом Центре, в Южной башне ( башни-близнецы в Нью-Йорке), который, интуитивно опасаясь террористической атаки, расписал продуманный план эвакуации отделов, так как банк располагался на 22 этажах, начиная с 44 и занимался оценкой рисков каждый день и постоянными тренировками с персоналом банка, причем в тренировках были обязаны участвовать все , без исключения сотрудники банка, включая высшее руководство банка. Прерывались деловые встречи любого уровня и сотрудники сходили вниз по лестнице . Вы же знаете, что в экстремальных случаях категорически нельзя пользоваться лифтом. Часто руководство бывало недовольно, но Рескола настаивал. Именно его настойчивость и проведенные тренировки спасли им собственную жизнь.
Как часто надо тренироваться, чтобы навык стал автоматическим ? Ответ прост. Спортсмены тренируются над превращением навыков в автоматические каждый день во время тренировок.
Это прекрасный пример. Но, предположим, как часто возможно проводить обучение и тренировку поведения при пожаре в школе, чтобы не прерывать занятия постоянно ?
Что необходимо. Ну, сначала должно быть проведено изучение стратегии поведения при пожарной тревоге в спокойной обстановке, затем нужно натренировать изученные навыки в спокойной и безопасной обстановке, затем провести их неоднократное повторение при учебной тревоге, добившись автоматического выполнения процесса от каждого из участников, а затем уже периодически подновлять полученные знания.
Я тут почитала разные нормативы и выяснила, что считается нормальным проводить учебную тревогу в школе раз в полгода. Честно говоря, это не щценивает ситуацию надлежащим образом, так как не указано, что должно быть предварительное обучение. Если до этого не были проведены обучение стратегиям поведения и неоднократное повторение с небольшими промежутками времени ( один-два дня) , то такие тревоги имеют мало смысла. Учебная Тревога должна отражать полученный автоматический навык. Практика мирового торгового флота ( СОЛАС/74) предусматривает проведение учебной пожарной тревоги по требованию как минимум РАЗ В МЕСЯЦ , причем по требованию флага это может изменяться и происходить, например, ДВА РАЗА В МЕСЯЦ и еще и с изменениями условий ( кто-то не вышел, например). Если команда судна ошибается при проведении тренировки, то тренировка повторяется на следующий день и так до тех пор, пока выполнение не будет идеальным. Существуют мировые проверяющие организации, которые в любой момент могут приехать на судно и провести пожарную тревогу, проверяя качество противопожарного оборудования и поведение экипажа. Если проверяющие организации найдут недочеты , например, течь шланга, судно будет арестовано.
В школах Великобритании согласно Fire Safety Risk Assessment тревога должна проводиться раз в полгода, но при этом указано, что перед этим ттревога может проводиться столько раз, сколько нужно для полного обучения, ну а потом уже согласно плану. Я просто не говорю, что в школах Великобритании проводятся обучения детей поведению во время катастроф, терактов и прочих слоржностей человечества. Это введено в школьную программу и делается с самого раннего возраста.
Эту информацию на наших тренингах мы приводим для школьных психологов, чтобы было понятно, чего надо добиваться. Проблемы, которые сейчас всплыли у школьников-подростков, как травматизация после 4 декабря связаны не только с самим событием, но и с собственной нетренированностью, незнанием, что делать в критической ситуации и возникающими на фоне этого беспомощностью и паникой.
Представив себе себя на месте пострадавших во время пожара , дети мысленно не находят выхода, не знают что делать, навыков нет и мысленно они не приходят. Кроме этого, в школах отсутсвует обучение детей эмоциональному интеллекту и связанному с ним умению контролироватьсвое состояние. Ну и научиться дома детям сложно, так как контроль собственных состояний не популяризируется и в семьях, даже наоборот, семья предполагается как место, где можно эмоционировать в свое удовольствие, сливая на близких все, что накопилось, даже не за день, а за целый период.
Решить это достаточно просто : уверенности в себе и спокойствия добавляют обучения и тренировки. Нужно обучать и тренировать , во-первых, в навыках контроля состояния и умения сознательно менять свое состояние с негативного на позитивное, а, во-вторых, Обучать и тренировать в навыках выживания, причем в различных катастрофических ситуациях. Это и пожар, и террористический акт, и землятресение,и химическая тревога и попадание в зону военных действий - жизнь большая и многое может пригодиться, ну, и , полученные знания дают уверенность.Уверенность в жизни дает практическое умение справиться с ситуацией. Школьные психологи с огромным интересом стремятся сейчас получить информацию об этих методах и способах и применить это к себе и к своим ученикам. Мы узнаем об этом на наших тренингах, когда предлагаем методы контроля состояний и для многих участников они оказываются неожиданными. Но об этом мы больше поговорим при рассказе о втором этапе - Первой Психологической Помощи.
Международный Тренер НЛП, психолог, Оксана Болотова
Одесса 08.01.2020
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Охорона праці, санітарні норми Психологія, емоційний інтелект