Как выгодно продать себя и выгодно купить работодателя

Как выгодно продать себя и выгодно купить работодателя

Как не крути, а процесс поиска работы – это процесс продажи. Только с некоторыми особенностями. Вы, как соискатель, владеете товаром, который называется рабочая сила. Ваша задача – продать себя как специалиста максимально выгодно.

Жизнь – не театр, жизнь – базар,
А мы в ней – не актеры, мы – товар.

Как не крути, а процесс поиска работы – это процесс продажи. Только с некоторыми особенностями. Если во время обычной продажи четко разграничены роли продавца и покупателя, и предметом торговли владеет только один из участников этого процесса, то во время найма на работу каждая из сторон одновременно играет роль и продавца и покупателя. Вы, как соискатель, владеете товаром, который называется рабочая сила, то есть ваши знания, умения, профессиональный и жизненный опыт, ваши наработки, контакты и прочее. Следовательно, ваша задача – продать себя как специалиста максимально выгодно. В понятие выгодно включают не только размер заработной платы, но и должность, дополнительные льготы и бонусы, индивидуальный график работы, страховки, условия работы и тому подобное. Длина и качество этого перечня очень индивидуальны и зависят от вашего таланта торговаться, то бишь договариваться. Наниматель, или работодатель, также обладает товаром, который включает в себя компанию-работодателя, ее стратегические планы, имидж на рынке, круг полномочий, цели и задачи вакантной должности. Задача нанимателя – продать вакантную должность в компании максимально выгодно. И перечень того, что входит в понятие выгодно, точно такой же, как и у вас, как соискателя. То есть, ваша задача – выгодно продать себя и купить должность, а задача нанимателя – выгодно продать должность и купить специалиста. Обоюдный процесс продажи очевиден.

Подготовка к встрече
Любой процесс продажи начинается с договоренностей о встрече и подготовки к ней. Выбрав несколько интересных вам предложений, связывайтесь с нанимателями. Во время короткого телефонного разговора постарайтесь получить максимум информации о требованиях к кандидатам на данную должность, о самой должности, о компании. Если все, что вы услышали, вас не смутило – договаривайтесь о встрече. И теперь вам очень важно получить максимум информации о компании-работодателе. Источники – всевозможные: Интернет, ваши коллеги, партнеры, СМИ, профессиональное окружение. Смею вас заверить, что точно такой же работой занимается ваш наниматель, собирая всю доступную информацию о вас.
А когда отправлять резюме? Если его отправить не просили, возьмите с собой. Если попросили отправить после разговора, отправляйте с обязательным сопроводительным письмом, где напомните о договоренностях. Если отправить резюме требуют, не желая с вами даже разговаривать, подумайте: «А вы действительно хотите работать в этой компании?». Замечу, что все сказанное касается вакансий специалиста и выше, набор на которые не является массовым.

Установление контакта
Первое впечатление подобно бетону. Сформировавшись в первые несколько минут, оно остается неизменным на долгие годы. Установление контакта включает в себя визуальный, вербальный, эмоциональный контакт. Как говорят рекрутеры, важно не то, что говорит соискатель на первой встрече, а то, как он себя ведет. Итак, знакомство. Помните, вы – профессионал, в котором заинтересован работодатель. Берите инициативу в свои руки. Взаимно представьтесь, обменяйтесь визитками. Чтобы диалог в дальнейшем был результативным, постарайтесь настроиться со своим собеседником на одну волну. Подстройтесь под его темп речи, интонацию, тембр голоса. Не стоит отказываться, если вам предложат чай или кофе. Чувствуйте себя уверенно, ведь вы знаете себе цену, и она высока.

Выяснение потребностей
Даже если в самом начале разговора вас просят рассказать о себе (непростительная ошибка начинающего рекрутера), соглашайтесь. Но прежде попросите разрешения более подробно узнать о вакансии. Уместными будут фразы: «С удовольствием расскажу, и прежде хотелось бы узнать о той вакансии, на которую меня рассматривают. Какие требования к кандидату, какие функциональные обязанности, полномочия, место в структуре компании…». Фактически, вы, как идеальный продавец, выясняете потребности покупателя, т.е. работодателя. Получив необходимую информацию, можно переходить к следующему этапу.

Презентация товара на языке выгод
Теперь важно правильно презентовать себя как специалиста, т.е. свой опыт, знания, навыки и достижения у предыдущих работодателей. Фактически, если вы качественно выяснили запросы работодателя, то остается только представить в выгодном свете те свои характеристики, потребность о которых заявил наниматель. Важно! Не просто перечислить свои качества, необходимые работодателю, а показать те выгоды, которые он получит, наняв на работу именно вас. Ваш рассказ должен быть максимально емким и кратким. Дополнительную информацию, при необходимости, у вас обязательно спросят.

Работа с возражениями
Только на этом этапе начинается фактический процесс покупки. Если у нанимателя не возникло никаких уточняющих вопросов, возражений, замечаний, следовательно – продажа не состоялась. Как правило, технология работы с возражениями строится по принципу «Да…, и…». «Да, я не работал на рынке молочной промышленности, и мой опыт работы в смежной отрасли дорогого стоит», «Да, я не занималась учетом в оптовой торговле, и принципы учета в опте и рознице стандартизированы, и в нюансы я быстро вникаю», «Да, запрошенная мною зарплата выше среднерыночной, и мои результаты работы также превосходят среднестатистические».

Окончание встречи
Перед тем, как закончить встречу, попросите возможность задать несколько вопросов о компании-работодателе. И постарайтесь выяснить всю интересующую вас информацию, не откладывая на потом. Возможно, вас не устроят заявленные условия работы и корпоративная культура в целом. Зачем же тратить драгоценное время?
Встреча обязательно должна завершиться договоренностями. Как правило, это конкретные дата и время звонка для сообщения принятого решения. Уважающие себя компании, как и претенденты, перезванивают даже в том случае, когда решение о дальнейшем сотрудничестве негативное.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво